Первая страницаКарта сайта

Введение

15 марта 2008 года Папа Бенедикт XVI провозгласил Досточтимым1 Падре Мариано да Торино, признав выдающимися его добродетели, иначе говоря, святость его жизни.

Падре Мариано (1906—1972) был самым популярным священником в Италии в 60-е годы, поскольку с того времени, как в стране появилось телевидение, он в течение 17 лет обращался ко всем итальянцам с экранов RAI, поднимая на обсуждение вопросы мирского и религиозного содержания, излагаемые им простым и в то же время захватывающим аудиторию языком, в рамках еженедельных, пользующимся большим успехом, программ: «Почта Падре Мариано», «В семье» и «Кто такой Иисус?»

Прежде чем войти в Орден капуцинов2, 34-х лет от роду, Паоло Роасенда свыше десяти лет преподавал греко-латинскую словесность в итальянских лицеях и получил национальное признание, составив учебные комментарии к Горацию и Цицерону, и, в то же время, продемонстрировав ясную и последовательную позицию в вопросах веры в тот исторический момент, когда в Италии сложились довольно щекотливые взаимоотношения между Государством и Церковью.

С детских лет он состоял в организации Католическое Действие3, принимая активное участие в ее инициативах и выполняя ответственные поручения. Помимо этого он написал сотни статей в различные журналы, предназначенные для подростков и молодежи Католического Действия, вовлекая их в серьезный и доверительный разговор и приглашая открыть для себя красоту веры и сделать из нее жизненную потребность. Его произведения, как религиозного, так и литературно-теологического содержания, недавно были изданы в трех томах.

Он действительно считал себя, как он сам писал, «другом Иисуса, ищущим друзей для Иисуса». Поэтому он самым ревностным образом предавался ежедневным молитвам и духовным размышлениям, чаще всего обращаясь к Евангелию и Подражанию Христу4. Иисус был всепоглошающей любовью его жизни. Он на все смотрел через призму веры, видя духовную мотивацию и целеположение всех своих действий в постоянном сохранении верности Христу: «Единственное мое желание, которое неутолимо жжет мою плоть, — в совершенстве выполнить волю Создателя, так чтобы ни одно создание не смогло этому помешать» (1930).

Отсюда его устремленность к святости, которую он считал подобающей и доступной всякому, кто основывает свою жизнь «на воле Божией, исполняемой безупречно. Любовь к Богу и любовь к ближнему: вот два крыла для того чтобы подняться к святости» (1937).

Еще одной неоспоримой обязанностью христианина был для него апостолат5, поскольку «жизнь это апостолат; лишь тот живет, кто целиком отдает себя. Все мы в какой-то степени ответственны за души, которые Провидение помещает на нашем пути» (1937).

Из любви к Иисусу и следуя апостольскому предначертанию, он старался всегда жить в тесном согласии с требованиями веры и христианской морали, избегая кризисов и компромиссов, неизменно жертвенно и радостно.

И когда для него сделалось очевидным, что Господь призвал его к духовному служению, он не промедлил ни минуты, вдохновленный чудодейственным вмешательством Мадонны и перспективой неизмеримо более широкого апостолата.

Став братом капуцином, он еще более утвердился и возрос в своем стремлении к святости и апостольском рвении, выполняя в начале своего служения различные обязанности, с тем чтобы в дальнейшем целиком посвятить себя распространению Евангелия в разных формах и в особенности посредством телевидения.

Он вел жизнь простую и скромную, но проникнутую героической преданностью воле Божией и необыкновенной любовью к Иисусу, Мадонне и всем людям.

Следующие за этим предисловием страницы содержат автобиографию П. Мариано, впервые появившуюся под названием «Почему я стал священником. К вопросу о поздних призваниях» («Vita e Pensiero», Милан) в книге, подготовленной к изданию его другом по Пинероло, ныне Слугой Божиим доном Джованни Барра, и опубликованной в январе 1955 года, то есть в начале его телевизионного апостолата. Это был важнейший этап, ознаменовавший его жизнь, которую он посвятил возвещению о Христе Спасителе, обращаясь к человеку своего времени и человеку вне всяких времен. Поэтому он оставил неизгладимый след в памяти миллионов итальянцев, запомнивших его еще и благодаря сердечнейшему францисканскому приветствию: «Pace e bene a tutti!» («Мира и добра вам всем!»).

Вслед за признанием его добродетелей выдающимися, что является первой, наиболее значимой вехой каждого процесса канонизации, процедура продолжит свой ход в направлении беатификации П. Мариано, возможной лишь после удостоверения факта чуда, сотворенного его заступничеством. Тем не менее, даже общественное почитание («честь алтарей»)6 ничего уже не сможет добавить к личной святости Падре Мариано, раз и навсегда засвидетельствованной Церковью.

Джанкарло Фьорини


1 Процесс канонизации, т. е. причисления умершего праведника к лику Святых, в католицизме состоит из четырех этапов, каждый из которых завершается присвоением кандидату титулов: Слуга Божий, Досточтимый, Блаженный, Святой. Первые три этапа обычно называют процессом беатификации (т. е. причисления к лику Блаженных), начинаемым, как правило, епархией, на территории которой похоронен праведник; епархия представляет кандидатуру в Ватикан и получает от Святого Престола решение на начало процесса беатификации. С этого момента умершего официально именуют Слугой Божиим.

Досточтимый (Venerabile) — Слуга Божий, процесс беатификации которого был официально одобрен Святым Престолом путем издания особого папского декрета, провозглашающего, что данный Слуга Божий обладал выдающимися добродетелями. Церковное почитание Досточтимого до окончания беатификации не разрешается, однако дозволяется его индивидуальное почитание.

Титул Блаженного присваивается лишь после официального признания чуда, сотворенного заступничеством Досточтимого. Чудесное происхождение приписывается Католической церковью таким явлениям, как нетленность тела умершего, истечение из него крови по смерти, благоухание. Обычно же под чудом подразумевается неожиданное, скорое и необъяснимое с точки зрения медицины излечение тяжело больного (см. раздел «Свидетельства»).

2 Монашеский Орден Братьев Меньших Капуцинов (Frati Minori Cappuccini) ведет свое происхождение от группы францисканцев одной из итальянских провинций, выделившихся в 1525 г. в отдельную ветвь ради большего соответствия духу св. Франциска. Через три года новая реформа капуцинов была официально признана папой. С той поры и до сего дня капуцины стремятся в точности следовать заданному Евангелием простому и бесхитростному образу жизни, по примеру св. Франциска и его первых сподвижников, подражая им даже во внешнем облике. Характерным их одеянием является монашеская ряса с остроконечным капюшоном (cappuccio), давшим название Ордену, веревочный пояс, розарий (четки), борода и сандалии на босу ногу. Распространившийся по всему миру Орден принес многочисленные плоды святости. Первым из капуцинов был канонизирован фра (брат) Феличе да Канталиче (27).

Полагая главным своим призванием проповедь Евангелия, прежде всего на примере собственной жизни, капуцины осуществляют ее в разных формах: молитве и созерцании, пастырских трудах, социальном служении, делах милосердия, миссионерской деятельности. Апостольские труды капуцинов издавна были по достоинству оценены простыми людьми, за радушие и щедрость называвшими капуцинов «братьями народа».

Главной покровительницей Ордена провозглашена в 1712 г. Пресвятая Дева Мария, именуемая «Непорочное Зачатие».

3 Католическое Действие (Azione Cattolica) — самая старинная, многочисленная и распространенная итальянская католическая ассоциация мирян разных возрастных категорий, возглавляемая духовенством и осуществляющая миссионерскую и апостольскую деятельность.

Свое происхождение ведет с 1867 г., когда двое студентов создали в Болонье Общество итальянской католической молодежи, основанное на принципах подчинения папе, изучения религии, жизни в соответствии с христианским учением, служения больным и нуждающимся. Общество было официально признано папой в 1868 г., а в 1905 г. получило свое нынешнее название. В период фашистской диктатуры КД было единственной общественной организацией, обладающей правом действовать более или менее самостоятельно. В 1931 г. КД подверглось репрессиям со стороны режима Муссолини и было открыто взято папой Пием ХI под свою защиту.

4 «Подражание Христу» — трактат XV века, приписываемый Фоме Кемпийскому, одно из самых популярных и тиражируемых богословских сочинений, пронизанное определенным типом мистики и личного благочестия.

«...быть с Иисусом — сладчайший рай» — цитата из кн. 2, гл. 8.

5 Апостолат (апостольство) — в широком смысле проповедь Евангелия с целью привести людей ко Христу. В католическом монашестве под апостолатом подразумевается также особое «служение миру».

Светский апостолат — одна из главных концепций католического вероучения, согласно которой не только духовенство, но и миряне призваны проповедовать христианство во всех сферах общества на примере собственной жизни.

6 «Честь алтарей» — выражение, идущее от языческой древности, означавшее, что некто (человек или божество) удостоен почестей, состоящих в принесении ему жертв (на алтаре). Например, в некоторых городах приносились жертвы в честь даймона императора Октавиана Августа, а у следующих императоров в честь их самих. При этом общественное почитание сакральности персоны или божества и жреческое почитание не разделялось. В католичестве процесс признания святости, то есть восхождения к «чести алтарей», начинается обычно с общественного почитания. По поводу соотношения значимости общественного и официального почитания есть разные мнения.