Первая страницаКарта сайта

Площадь и портик

Базилика (1) возвышается по одну сторону просторной площади Сан Лоренцо, большая часть которой заполнена деревьями.

Посреди площади воздвигнут монумент в память о работах по реставрации и украшению базилики, произведенных в понтификат Пия Девятого (2). Этот памятник был сооружен в 1865 году и представляет собой установленную на мраморном основании колонну из красного гранита, увенчанную бронзовой статуей св. Лаврентия работы Галлетти (3). Следует отметить, что прежде на этом месте уже существовала колонна, возведенная в 1704 году аббатом-коммендатором (4) монастыря, кардиналом Пьетро Оттобони.

С обеих сторон церковного здания простираются два крыла кладбища Верано. Между базиликой и южной стороной кладбища в зелени деревьев различаются фасад древнего монастыря и массивная колокольня 12 века.

Справа от базилики, на некотором удалении от ее фасада, был установлен монумент папе Пию Двенадцатому (5), в память о его незамедлительном посещении базилики и этого городского квартала после бомбардировки Рима англо-американской авиацией 19 июля 1943 года (6).

Главный портик, работы Вассаллетто (1220 г.) (7), был некогда самой органически цельной архитектурной частью базилики и одним из наиболее выдающихся образцов портиков римских церквей.

От первоначального портика, однако, почти ничего не осталось после бомбардировки 1943 года, но впоследствии он был восстановлен в составе всей архитектурной конструкции.


Войдя в портик, нельзя не остановиться в восхищении при виде фресок, которые, даже будучи частично повреждены временем, не утратили своего значения с точки зрения истории развития живописи, являясь недалекими предшественниками произведений Чимабуэ (8) и Джотто (9).

Действительно, они восходят ко второй половине 13 века и принадлежат к римско-византийской художественной школе.

При Пие Девятом они были частично реставрированы художниками Пилери, Мизальи и Руспи.

Дальнейшее их восстановление осуществлялось в последние годы под попечением министерства Культурного наследия.

Фрески представляют собою отдельные сцены, расположенные тремя рядами, и мы можем, таким образом, перечислить их содержание.

  1. Фронтальное панно справа от двери центрального входа:
    1. Вверху:
      • Сцена первая: св. Лаврентий получает от папы Сикста (10) благословение раздавать беднякам церковное добро.
      • Сцена вторая: св. Лаврентий омывает ноги беднякам в доме Нарцисса.
      • Сцена третья: св. Лаврентий исцеляет слепую женщину.
      • Сцена четвертая: св. Лаврентий раздает беднякам церковную казну.
      • Сцена пятая: св. Лаврентий встречается с папой Сикстом Вторым, который предрекает ему будущее мученичество.
      • Сцена шестая: св. Лаврентий перед императором Валерианом (11), который велит выдать ему церковные ценности.
    2. Во втором (центральном) ряду мы видим изображения следующих сцен:
      • Сцена первая: св. Лаврентий излечивает св. Кириаку.
      • Сцена вторая: св. Лаврентий подвергнут бичеванию по приказу императора Валериана.
      • Сцена третья: св. Лаврентий крестит солдата, обращенного в христианство под именем Роман (римлянин — пер.).
      • Сцена четвертая: по повелению императора крестившегося Романа обезглавливают.
      • Сцена пятая: император требует предать смерти св. Лаврентия.
      • Сцена шестая: св. Лаврентия жгут на раскаленной решетке.
    3. В третьем ряду:
      • Сцена первая: перенос тела мученика Лаврентия в Агро (12) Верано благодаря заботам Ипполита.
      • Сцена вторая: Ипполит совершает погребение Лаврентия.
      • Сцена третья: Ипполит обменивается приветствием мира (13) со слугами в своем доме.
      • Сцена четвертая: Ипполит принимает от священника Иустина Святое Причастие.
  2. Правая боковая стена:
    1. В первом ряду изображены следующие сцены:
      • Сцена первая: явление св. Георгия императору Генриху Второму (14) перед его отправлением на войну со славянами.
      • Сцена вторая: битва со славянами под небесным покровительством св. Георгия.
      • Сцена третья: император жалует в дар золотую чашу на могилу св. Лаврентия.
      • Сцена четвертая: император, пожелавший причаститься, видит претворение вина в Кровь Христову.
    2. Во втором ряду представлены следующие сюжеты:
      • Сцена первая: бесы, направляясь к раненому императору Генриху Второму, проходят мимо кельи некоего отшельника, который выглядывает в окошко и узнает от них, что император при смерти.
      • Сцена вторая: умирающий император окружен монахами, св. Ангелом-хранителем и бесом, последние держат в руках книги, на которых написано соответственно: «соделанные добрые и злые дела».
      • Сцена третья: обе книги положены на весы и император ухватился за ангела, в то время как бес пытается склонить чашу весов в свою сторону.
      • Сцена четвертая: появляется св. Лаврентий и бросает на книгу добрых дел золотой сосуд, пожалованный базилике императором, что и дает окончательный перевес в его пользу.
  3. Фронтальное панно слева начиная от стены:
    1. В верхнем ряду изображены следующие сцены:
      • Сцена первая: св. Стефан проповедует народу.
      • Сцена вторая: св. Стефан побиваем камнями.
      • Сцена третья: погребение св. Стефана.
      • Сцены четвертая и пятая: раскопки и обнаружение останков св. Стефана священниками Лукианом и Нугацием (в др. редакции — Меджецием — пер.)
      • Сцена шестая: мощи св. Стефана переносят в город (Иерусалим).
    2. Во втором ряду отмечаем следующие сюжеты:
      • Сцена первая: поклонение мощам св. Стефана.
      • Сцена вторая: отправление мощей святого в Константинополь.
      • Сцена третья: прибытие мощей святого в Константинополь.
      • Сцена четвертая: попечением св. Стефана исцеляется бесноватая.
      • Сцена пятая: посланец императора Юстиниана Первого (15) просит мощи св. Стефана.
      • Сцена шестая: перенесение мощей в Рим.
    3. В третьем ряду:
      • Сцена первая: мощи святого на пути в Рим.
      • Сцена вторая: мощи святого прибывают в базилику Сан Лоренцо, где дают исцеление дочери императора.
      • Сцена третья: греческие монахи пытаются выкрасть мощи св. Стефана, но слепнут.
      • Сцена четвертая: папа удостоверяет подлинность мощей свв. Лаврентия и Стефана.
  4. На той же стене находится фреска с изображением Девы Марии, относящаяся к последующей эпохе и многими специалистами приписываемая Пьетро Каваллини (16).
  5. Левая боковая стена:
    1. В верхнем ряду изображены следующие сцены:
      • Сцена первая: явление святых Петра, Лаврентия и Стефана клюнийскому (17) монаху.
      • Сцена вторая: процессия вступает в базилику.
      • Сцена третья: монахи отправляются к папе Александру Второму.
      • Сцена четвертая: монахи вручают папе дар — пояс св. Лаврентия.
    2. Во втором ряду изображены:
      • Сцена первая: папа Александр беседует с кардиналами.
      • Сцена вторая: папский двор направляется в базилику Сан Лоренцо и по дороге туда пояс святого воскрешает умершего.
      • Сцена третья: во время мессы, совершаемой папой Александром, является св. Лаврентий, который освобождает души грешников из Чистилища (18).
      • Сцена четвертая: монахи совершают молитву на могиле святого.

Помимо описанных фресок внутри портика достойны внимания два ценных саркофага (19), которые предание соотносит с местом погребения пап Сикста Третьего (20) и Зосимы (21). Третий саркофаг корытообразной формы относится к древнеримской эпохе.

В середине прошлого века (1954) был сооружен, для упокоения останков Альчиде Де Гаспери (22), погребальный памятник работы Манцу (23), расположенный внутри портика с левой стороны.

На паперти, со всех сторон окруженной портиками, хранятся фрагменты четырех саркофагов, а на стенах размещены многочисленные могильные плиты и надгробные надписи, доставленные из катакомб св. Кириаки.

По обеим сторонам центрального входа стоят статуи явно романского происхождения, изображающие с большой выразительностью двух львов в тот момент, когда один из них сжимает в лапах ребенка (24), а другой терзает жертву.

Над портиком поднимается фасад, полностью восстановленный после бомбардировки 1943 года, но, к сожалению, лишившийся некоторых фресок Сильверио Каппарони (25), которые воспроизводили разных персонажей, от императора Константина (26) до Пия Девятого, связанных с историей базилики, а также нескольких святых.


1. Базилика — вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф обычно шире и выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Первоначально в Византии базилика возводилась как дворец высшего духовного лица в городе, в Древнем Риме это были общественные здания. Базилика как один из основных типов раннехристианского храма в дальнейшем разработана в романской и готической архитектуре, а также в архитектуре барокко.

2. Пий Девятый (1792—1878) — Джованни Мария, граф Мастаи Феретти. Избран папой в 1846 г. Подробнее см. главу «Папы, почитаемые в Агро Верано».

3. Стефано Галлетти (1833—1905) — итал. скульптор, среди его работ в Риме — памятник К. Кавуру на пл. Кавура в Риме и статуя «La Speranza» («Надежда») на портике центрального портала кладбища Верано.

4. Аббат-коммендатор — в католической Церкви священнослужитель, получающий доходы с аббатства, находящегося в его юрисдикции, однако не осуществляющий властных функций над монашествующими внутри аббатства.

5. Пий Двенадцатый (1939—1958) — Эудженио Пачелли, родился в Риме. Первые годы его понтификата пришлись на трагическое время второй мировой войны, что отразилось на его политике и стиле управления и вызвало противоречивые оценки его личности. В 1950 г. папа Пий Двенадцатый провозгласил догмат о Телесном Вознесении Девы Марии.

6. Свидетельство Лидии Вячеславовны Ивановой («Воспоминания. Книга об отце». М., 1992): «Папа Пий Двенадцатый, едва услышал гром бомбардировки и увидел из окна, что обстреливают Рим, не предупредив никого в Ватикане, собирает сколько у него было личных денег и бросается на своем автомобиле в район Сан Лоренцо. Когда он доезжает, рейд уже кончен. Папу тесно окружает толпа растерянных и рыдающих людей, дымятся развалины разрушенных домов, из них выносят мертвых и раненых. Папа проводит несколько часов среди пострадавших, старается их утешить, ободрить. Раздает им деньги, которые принес, молится с народом на развалинах базилики Сан Лоренцо. Когда он возвращается в Ватикан, у него слезы на глазах, на его белой рясе пятна крови». Именно в таком виде его изображает памятник.

7. Вассаллетто — династия итал. строителей и мраморщиков, создававшая свои произведения начиная со второй половины 12 века и до конца 13-го — это было время наивысшего расцвета искусства Космати (см. прим. 40), в которое они внесли свой вклад.

8. Чимабуэ (наст. имя Ченни ди Пепо; ок. 1240 — ок. 1302) — один из ведущих мастеров флорентийской живописи, представитель Проторенессанса, чье творчество развивалось в основном в русле византийских традиций, но имело и ряд новшеств, сближающих его с искусством Пьетро Каваллини (см. прим. 16).

9. Джотто (ок. 1267—1337) — итал. художник и архитектор эпохи Возрождения. Одна из ключевых фигур в истории западноевропейского искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.

10. Сикст Второй (257—258) — по происхождению грек. Киприан (см. прим. 104) характеризует его как «доброго и миролюбивого пастыря». Он погиб вместе со своим диаконом Лаврентием во время волны репрессий, неожиданно обрушившейся на христиан по приказу императора Валериана. Описание их мученической смерти в катакомбах было темой многих красочных агиографических легенд, которые в позднем средневековье и в эпоху Возрождения стали источником вдохновения для религиозного искусства. Сцены из жизни св. Лаврентия написал Фра Анджелико на сценах часовни папы Николая Пятого в Ватикане, а Рафаэль поместил Сикста Второго, коленопреклоненного, у ног Мадонны, названной позднее Сикстинской.

11. Валериан (253—260) — римский император, при императоре Деции был префектом преторианцев (вторым лицом после императора). Взрыв гонений на христиан при нем, равно как и при императоре Деции (249—251), Диоклетиане (284—305), Траяне (98—117) был следствием кризисного положения Империи, вызванного активизацией варваров на ее границах и другими причинами. В эти периоды римляне с повышенным рвением поклонялись своим богам, видя в этом свой гражданский долг, и крайне нетерпимо относились к уклонявшимся от этого христианам. Иногда в эти же периоды усиливался культ императора как своего рода божества, что было совершенно неприемлемо для христианского сознания.

12. Агро — поле, территория, земля.

13. Приветствие мира — следующий за молитвой «Отче наш» незадолго перед причастием обмен рукопожатиями участников католической мессы (в разных странах приветствие мира может осуществляться по-разному).

14. Генрих Второй (1004—1024) — германский император. Причислен Римской церковью к лику святых. Вместе с королем Франции Робертом Благочестивым провозгласил всеобщий мир. Хранящаяся в Бамберге его церемониальная мантия содержит латинскую надпись: «О, слава Европы, всеблагой государь Генрих, да приумножит твою империю Тот, кто правит в вечности». В «Римском мартирологе» его главной заслугой считается успешное продолжение христианизации Европы.

15. Юстиниан Первый («Великий»). Византийский император. Родился в 483 г. Самостоятельно правил с 527 по 565 гг. Существуют очень разные мнения о нем как о человеке. Отличался религиозной нетерпимостью, во время его правления язычество во всех его проявлениях жестоко преследовалось, а христианство нередко навязывалось силой. При нем утверждается доктрина самодержавной христианской монархии. Крестоносцы, при захвате Константинополя, нашли его мощи нетленными (см. прим. 67). Перенесение мощей св. Стефана из Константинополя в Рим, вероятно, имело значение подарка римскому папе, которого Юстиниан признал первым лицом в Церкви. При Юстиниане Первом Италия была отвоевана у готов.

16. Каваллини Пьетро (ок. 1250—1330) — итал. художник, скульптор и мозаичист периода поздней итало-византийской живописи и Проторенессанса. Как и Джотто, отошел от византийской отстраненности священных образов, приблизив их к молящимся, заложив тем самым, наряду с Джотто, основы нового, собственно итальянского направления в живописи. Автор мозаик в абсиде церкви Санта Мария ин Трастевере и фресковой композиции Страшный суд в церкви Санта Чечилия (св. Цецилии — см. прим. 63) ин Трастевере в Риме.

17. Клюни — монашеская конгрегация, созданная в 10 веке, с центром в аббатстве Клюни в Верхней Бургундии (Франция), ветвь бенедиктинцев — старейшего монашеского ордена, основанного св. Бенедиктом Нурсийским в 6 веке.

18. Чистилище — в католическом представлении о загробном мире место, где пребывают необремененные слишком тяжелыми грехами души умерших, подвергаемые искупительным и очистительным карам; иногда эти кары, разной длительности, представляются в виде умеренного или духовного огня. Согласно учению Церкви пребывание в Чистилище смягчается, вплоть до полного избавления, по молитвам живущих.

19. Погребение в саркофаге не считалось собственно языческим обычаем, тем более что изображения на саркофаге житейских и мифологических сцен все более воспринимались как чисто художественные. Вместе с тем, такое погребение указывало, в силу традиции, на высокое, светское или церковное, значение почившего.

20. Сикст Третий (432—440) — римлянин. Много сделал для сооружения и украшения христианских святынь в Риме. Построил собор св. Лаврентия, баптистерий при Латеранском соборе, а также полностью перестроил собор Санта Мария Маджоре (Пресвятой Девы Марии Великой), украсив его великолепной мозаикой, увековечившей мариологическое постановление Эфесского собора. (См. также главу «Папы, почитаемые в Агро Верано»).

21. Зосима (417—418) — происхождение его не очень ясно. Сорок первый по счету папа католической Церкви, почитаемый святым. Принимал активное участие в Пелагианских спорах и внутренних делах церквей Африки и Галлии; принял несколько мер для улучшения нравов духовенства. После него осталось 16 посланий.

22. Альчиде Де Гаспери (1881—1954) — итал. политик и государственный деятель. Один из основателей Итальянской народной партии (1919) и Христианско-демократической партии (1943). Премьер-министр Италии с 1945 по 1953 гг. Один из отцов-основателей Европейского Союза.

23. Джакомо Манцу (псевдоним Джакомо Манцони, 1908—1991) — один из наиболее знаменитых итал. скульпторов 20-го века. Был личным другом папы Иоанна Двадцать Третьего, выполнил ряд работ для собора Св. Петра в Риме, а также проекты в США и Японии.

24. Лев как мифологическая фигура часто ассоциировалась с царями, героями, родоплеменными вождями, божествами. Чтобы усвоить дух льва, нередко требуется победа над ним — это запечатлено в первом подвиге Геракла. В христианских преданиях лев подчиняется святому подвижнику без всякой борьбы. Существовали рассказы о почитании львами младенца Христа; львы служили также эмблемой Христа.

25. Сильверио Каппарони (1831—1907) — итал. художник и архитектор, удостоенный звания папского архитектора. В Риме его произведения можно увидеть в базилике Пресвятой Девы Марии в Трастевере, в церкви св. Марцелла на улице Корсо; он автор фрески Мадонны с Младенцем, украшающей Ворота Пия (Porta Pia).

26. Константин (272—337) — римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашен войском августом, после победы над Максенцием в 312 г. и над Лицинием в 323 стал единственным полновластным правителем римского государства. В 313 г. провозгласил официальное прекращение преследования христиан Миланским эдиктом, согласно которому христианская Церковь была признана законной религиозной общиной и уравнена в правах с остальными. В 330 г. перенес столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. Константин почитается рядом христианских Церквей как святой в лике равноапостольных. В Православной церкви его память совершается 21 мая (по юлианскому календарю).

Интерьер базилики →