Первая страницаКарта сайта

Интерьер базилики

Войдя внутрь базилики (27) через правую боковую дверь, мы оказываемся под сильнейшим впечатлением от открывшегося нам зрелища, где все сходится, сохраняя удивительную цельность, к единому центру — возвышающемуся в глубине базилики пресвитерию (28) и находящейся под ним крипте, в которой хранятся мощи св. Лаврентия.

Цельность внутреннего пространства созидается за счет внушающей чувство спокойной торжественности и надежного покоя величественной и стройной колоннады и объединяющего эти колонны архитрава (29), еще более подчеркивающего эту цельность, которая также органично включила в себя плоскости воздымающихся стен, деревянные балочные перекрытия и всю гармонию старой Пелагианской базилики, где чинность великолепной колоннады сочетается с чистой вознесенностью аркад (30), — и, таким образом, сотворяется чудесный синтез двух базилик.

После общего обзора мы можем остановиться на некоторых достопримечательностях.

Базилика разделена на три нефа; меньшие, боковые, ничем не украшены и завершаются двумя капеллами (31). Центральный неф, напротив, богато декорирован.


Вблизи центрального входа нам стоит задержаться, чтобы описать грандиозный саркофаг кардинала Фиески. Он возвышается под каменным навесом, поддерживаемым двумя ионическими (32) колоннами, и содержит останки кардинала Гульельмо Фиески (+ 1256).

  1. Вверху, на большом ленточном карнизе, изображена аллегория человеческой жизни и смерти: по бокам две бородатые маски, и рядом с той, что слева, мы замечаем восходящее дневное светило в образе Феба в повозке, влекомой четырьмя конями, устремляющимися в небо. Под квадригой находится мужская фигура, символизирующая океан, а над квадригой — облако, означающее идущую на убыль ночь. Рядом с другой маской, наоборот, изображено склоняющееся к закату солнце.

    В центре ленточного карниза находится фигура Зевса с Дианой и Церерой по бокам: одна, богиня охоты, со своей собакой, другая, богиня полей, изображена с корзиной, переполненной фруктами и колосьями.

    Рядом с центральной группой находятся также Кастор и Поллукс, два божества, которым приписывалось благотворное влияние на супружескую жизнь.
  2. На боковой стороне слева высечены три фигуры: первая держит корзинку с фруктами; вторая несет большую корзину, и третья — это жрец, в руках у которого свинья, предназначенная по обычаю в жертву в день бракосочетания, как символ плодородия.
  3. На боковой стороне справа высечены фигуры трех юношей, которые несут предметы свадебного убранства невесты, а именно: первый — сосуд с притираниями; второй — благовония, и третий — круглое зеркало.
  4. Передняя, самая значительная, часть саркофага представляет свадебный обряд. Начиная осмотр слева, мы видим: первые три фигуры образуют праздничный кортеж — крайняя несет рог изобилия, вторая текст эпиталамы (33) и третья лавровый венок.

    В центре горельефа виден храм с двумя фигурами по бокам, знаменующими брачный договор, и голубкой — символом супружеской верности.

Перед храмом мы замечаем предназначенных для жертвоприношения барана, фрукты, хлеб. Выделяется фигура жреца с покрывалом на голове. Наконец, справа мы видим новобрачных, в присутствии свидетелей подающих друг другу руки в знак верности. Внизу изображен Купидон, которого язычники наделяли даром поддерживать огонь любви в сердцах людей.


До бомбардировки на стене над саркофагом существовали росписи 13 века, некоторые фрагменты которых посетитель может обнаружить в правом боковом нефе — на них представлен Спаситель со святыми Ипполитом, Лаврентием, Стефаном и Евстафием.

Были разрушены также настенные росписи слева от центрального входа, относящиеся к той же эпохе и изображающие некоторые эпизоды жизни св. Лаврентия. В числе достопримечательностей мы можем еще отметить изящный баптистерий (34), увенчанный бронзовой статуей Иоанна Крестителя, сооруженный при папе Пие Девятом.

Обратясь к алтарю, мы замечаем две кропильницы с кардинальским гербом Александра Фарнезе, возведенного на папский престол под именем Павла Третьего (1468—1549).


Продолжая наш осмотр, мы не можем не обратить внимание на колоннаду, состоящую из одиннадцати колонн с каждой стороны. Они лишены прикрас, а их ионические капители, подобные тем, что украшают портик, принято считать произведением Вассаллетто.

Гладкие стволы колонн имеют разный диаметр и выполнены из разных пород гранита (египетского красного, серого), а некоторые из глазкового мрамора.

Цоколи и базы также вариируются, применительно к колоннаде, дабы придать ей одинаковую высоту и величие. Две базы украшены в классической манере лавровыми венками.

На волютах капители восьмой справа колонны высечены лягушка и ящерица, породившие легенду о двух скульпторах спартанцах, соорудивших эту колонну, но, будучи рабами, не имевших права подписать свои имена (35) и потому прибегнувших к этим образам: их звали по-гречески Батракос (лягушка) и Саурос (ящерица); в действительности же эти капители были созданы в 12 веке.

Окружающие нас стены имеют сегодня совсем голый вид, однако до бомбардировки они были богато украшены фресками 19 века работы Чезаре Фракассини (36), от которых уцелела только та, что изображает рукоположение в диаконы (см. прим. 95) св. Стефана, — переведенная на холст и расположенная над входом. С каждой стороны находится по двенадцать окон, одинаковых по высоте, но разных по ширине, из которых два последние окна ложные.


Наш взгляд непременно привлечет великолепный пол, образующий самый настоящий ковер, распростертый по всему центральному нефу, с бесконечными вариациями узоров, обрамляющих огромные диски из порфира и серпентина (37).

Поистине наибольшим украшением пола было, выполненное великими мастерами, включенное в орнамент изображение двух сражающихся в битве рыцарей; это произведение, однако, не уцелело при бомбардировке.

На вершине пятой колонны мы замечаем четыре треугольника, завершающих орнамент, в которые включены борющиеся драконы и грифы. В центре изображения имеется надпись на латыни, прославляющая св. Лаврентия.

На пространстве пола, заключенном между двух амвонов, плиты приобретают четырехугольную форму, отмечая, что эта часть нефа занимаема «певческой школой» (38).


Пришло время описать два амвона (39) — одни из самых прекрасных, встречающихся в римских церквах.

Первый, тот, что слева, является характерным произведением школы Космати (40) — довольно изящным при всей его простоте. Это сооружение воздвигнуто на основании из греческого и каррарского мрамора, передняя его часть сделана из серого мрамора со включенной в него большой порфировой плитой.

Наибольшую ценность имеет другой амвон, стоящий напротив первого, справа, который является нам во всем своем великолепии, демонстрируя богатство орнаментов и пышность расцветки, перекликающейся с красочностью пола.

Он возведен на трехслойном основании из греческого мрамора и черного и белого египетского гранита, центральную его часть образует длинная прямоугольная плита, в которую вставлены два квадрата из порфира, а между ними — серпентиновый диск, окаймленный мозаичным узором, соответствующим общему многообразию мотивов и цветов.

Тот же материал использован в двух боковых треугольниках верхней части амвона, которые своими скатами вторят внутренним лесенкам и фланкируют выпуклую центральную часть — кафедру, имеющую вид балкончика (см. прим. 39).

Материалы и стиль амвона удачно сочетаются с чередованием цветов в интерьере, карнизами и капителями.

Кафедру амвона венчает изображение орла, распростертого над добычей — известный мотив романской пластики.

Сбоку амвона нашему взору предстает во всей своей красе великолепный канделябр для пасхальной свечи, водруженный на два четырехугольных основания с изображенными на них амфорами и виноградными лозами, со стволом, опирающимся на двух рычащих львят и сияющим витками спирали вплоть до венчающей его коринфской капители.

Это произведение, современное амвону, датируется второй половиной 13 века.


Позади амвона, в правом боковом нефе заслуживает внимания так называемый мавзолей Рондинино (41).

Это типичное произведение 18 века, в котором чувствуется влияние школы Бернини. Надгробие выполнено из белого мрамора со вставками из черного мрамора и алебастра. В верхней его части мы видим чешуйчатый доспех, щит и колчан со стрелами; внизу — турецкое знамя, кривую турецкую саблю и щит с изображенной на нем змееволосой головой Медузы (42).


С противоположной стороны, в левом нефе, позади амвона Посланий находится мавзолей Бонелли (43), внучатого племянника св. Пия Пятого (+ 1604).

На двух высоких цоколях стоят две колонки из редчайшего черного мрамора с белыми капителями, которые поддерживают разорванный фронтон с изображенными в центре щитом и шлемом с перьями. На фоне из цветного мрамора выделяется бюст покойного, в кирасе, с шейной орденской цепью и надписью, прославляющей его подвиги.


Почтим вниманием также погребения Джироламо Алеандри (+ 1629) (44) (слева) и Бернардо Гульельми (45) (справа), бюст которого, возможно, был сделан около 1630 г. фламандским скульптором Франсуа Дюкенуа (46).


Сразу за этим мавзолеем находится лестница, спускающаяся в капеллу св. Кириаки, откуда когда-то был возможен также доступ в катакомбы.

Замысел внешнего оформления капеллы приписывают Пьетро да Кортона (47).

По обеим сторонам лестницы мы замечаем два горельефа 17 века с изображениями душ грешников в Чистилище.

Алтарь выполнен из белого мрамора со вставками из другой породы мрамора с «павлиньими» (темно-лиловыми) прожилками.

На алтаре находятся две витые колонки, датируемые по изображенным выше двум ключам из герба папы Николая Пятого временем его понтификата (1447—1455); колонки поддерживают круглую, украшенную трилистником, арку 15 века.

Арка богата украшена. Внутри табернакля (48) горельеф представляет Снятие с Креста с Божьей Матерью и Иоанном Богословом, с надписью «Милосердный Иисус, помяни нас».

На основании мы видим рельефные ленты и герб семейства Фарнезе.

Сцену Снятия с Креста следует отнести к 16 веку; она еще сохраняет черты, характерные для искусства 15 века, хотя заметны усилия освободиться от условностей предшествующей эпохи.

Обращаясь к истории и преданию, нельзя не упомянуть, что алтарь этот особенно почитаем за то, что совершаемая на нем месса дарует душам умерших освобождение из Чистилища.


С противоположной стороны, в конце правого нефа находится капелла, в настоящее время являющаяся капеллой Святых Даров.

В ней имеется алтарь работы Космати и две картины: одна выполнена Серодине (49), учеником Караваджо, около 1630 года и изображает Усекновение главы Иоанна Крестителя; другая принадлежит кисти Савонанци (50) и представляет св. Кириаку, заботящуюся о погребении мучеников.

Под алтарем расположена статуя св. Тарцизия (51).


Если мы возвратимся в центральный неф и пройдем мимо амвонов вперед, то окажемся перед двумя возвышающими ступенями, отмечающими рубеж между двумя базиликами: поздней — Гонорианской и ранней — Пелагианской, в которую мы и вступаем.

Ступени, ведущие на пресвитерий, своей формой подчеркивают то место, где прежде находилась абсида (52) базилики Пелагия Второго, а по обе стороны еще различаются остатки этого древнего сооружения, выявленные в ходе последних реставрационных работ.


Наверху мы видим Триумфальную арку; нас не должно удивлять, что она следует сразу же за древней абсидой, поскольку Пелагианская базилика не имела трансепта (поперечного нефа), который требовал большего пространства.

На Триумфальной арке, пощаженной временем, нашему взору предстает фреска Фракассини, изображающая Пресвятую Деву в славе посреди святых Лаврентия и Иустина (слева) и Стефана и Кириаки (справа); а также пророков Исаийю и Даниила, находящихся ниже, на парусах свода, по обеим сторонам арки.

Эта фреска может рассматриваться как возобновление раннехристианских мотивов, и вместе с мозаичной сценой Теофании (53) на другой стороне арки эти два изображения словно символизируют собою объединение обеих базилик.


27. Внутреннее пространство церкви разделено Триумфальной аркой, обозначающей собою рубеж между двумя соседствующими базиликами: старой, построенной при папе Пелагии Втором в 6 веке вместо самой первой, времен императора Константина (330), и более поздней, расширившей Пелагианскую и возведенной в 13 веке при папе Гонории Третьем.

28. Пресвитерий (лат. «место для избранных», др.-греч. «собрание священников») — в католических церквах пространство, прилегающее к главному алтарю (престолу, на котором совершается Евхаристия) и предназначавшееся исключительно для клира (до отменившей это предписание литургической реформы Второго Ватиканского собора). Может быть огорожено или приподнято на несколько ступеней над уровнем пола.

29. Архитрав — в архитектурных ордерах — балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента (см. прим. 56), обычно лежащая на капителях колонн.

30. Аркада — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

31. Капелла — во многих католических церквах есть боковые помещения с алтарем или небольшие, часто огороженные, «приделы» (ниши), которые принято называть капеллами, где на алтаре совершаются мессы. Обычно капеллы посвящены определенным святым. В повседневном языке слово «капелла» имеет более широкое значение. В православных церквах приделы всегда ориентированы на восток, как и главный алтарь. Алтарь у католиков представляет собою освященный стол (престол) с капсулой святых мощей, крестом или иконой и свечами — место, открытое для глаз верующих, где происходит священнодействие.

32. Ионическая колонна — колонна ионического ордера — с базой и стволом, прорезанным каннелюрами (вертикальными желобками); капитель состоит из двух крупных завитков — волют. По сравнению с колонной дорического ордера отличается большей легкостью пропорций и более богатым декором всех частей.

33. Эпиталама — свадебная песнь у греков и римлян, исполнявшаяся перед покоем новобрачных хором или двумя хорами (юношей и девушек). Существовали величальные эпиталамы и эпиталамы-плачи (в обряде провожания невесты). Тематика была связана с фольклорной традицией и мифологическими сюжетами.

34. Баптистерий — помещение для совершения обряда крещения. В западноеврепейских странах баптистерий — часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершенное куполом. Внутри баптистерии украшались мозаикой, скульптурой, посредине находится купель для крещения.

35. Рабы имели прозвища вместо имен, поскольку наличие имени равносильно признанию человеческого достоинства, которого раб был лишен; кроме того греку или римлянину было нелегко их выговорить.

36. Чезаре Фракассини (1838—1868) — итал. художник, проявивший себя главным образом в области театрального оформления (в частности, театра Манчинелли (Mancinelli) на своей родине, в Орвието).

37. Серпентин (змеевик) — группа минералов, получившая свое название из-за расцветки — от зеленовато-желтой до темно-зеленой с пятнами различных цветов, которая придает им сходство с кожей змеи.

38. Певческая школа (schola cantorum) — хор мальчиков, сопровождающий богослужение в католической церкви. Первая певческая школа была основана папой Сильвестром (ок. 334 г.); в дальнейшем из нее образовались школа в Латеране (резиденции пап с 4 до нач. 14 века) и аналогичные ей школы в католических церквах по всему миру.

39. Амвон (греч. — «возвышение») — в христианских церквах кафедра из мрамора, камня или дерева, закрытая с трех сторон парапетом, с лестницей с четвертой стороны, предназначенная для чтения Священного Писания, провозглашения некоторых богослужебных текстов и произнесения проповедей. В раннехристианских церквах имелось два амвона по обеим сторонам алтаря: с северной амвон для чтения Посланий, обычно меньшего размера, с южной — для чтения Евангелия. Для произнесения проповедей начиная со средних веков служило специально оформленное место в центральном нефе церкви, имеющее вид высоко вознесенного помоста, лоджии, балкона, пристенной или приколонной беседки-башенки (pulpito).

40. Космати (от имени родоначальника династии — Косма) — несколько поколений итальянского семейства «marmorai romani» (римских мраморщиков) — камнерезов, скульпторов, архитекторов, работавших в Риме и Лацио в 12 и 13 веках.

41. Джузеппе Рондинино — погиб в 1649 г. в битве с турками.

42. Медуза — как коннотация мифа о Персее, вошло в традицию помещать убивающий лик Горгоны Медузы на воинских щитах.

43. Микеле Бонелли (1541—1598, в книге Серджио Мартина указан год смерти 1604) — итал. кардинал, возведенный папой Пием Пятым в сан кардинала-непота (от лат. «внук, племянник») в 1571 г.

44. Джироламо Алеандри (Алеандер, 1574—1629) — внук итал. кардинала, гуманиста и ученого эпохи Реформации Джироламо Алеандри (1480—1542). Секретарь кардиналов Оттавио Бандини и Франческо Барберини.

45. Бернардо Гульельми (1588—1623) — родственник кардинала Франческо Барберини, известный своей ученостью в области юридических наук.

46. Франсуа Дюкенуа (1597—1643) — фламандский барочный скульптор, работал в Риме. Был дружен с Николя Пуссеном, под чьим влиянием привнес в барокко многие элементы классицизма. В 1629 г. папа Урбан Восьмой заказал ему статую св. Андрея для собора Св. Петра, где в то время работал Джан Лоренцо Бернини. Дюкенуа закончил свое произведение в 1640 г., одновременно с созданием статуи св. Сусанны для церкви Santa Maria di Loreto (Святой Девы Марии Лоретанской — в Лорето, городе в провинции Анкона в Марке), считающейся его шедевром. Скульптор скончался по дороге в Париж, куда был приглашен кардиналом Ришелье, предложившим ему место при дворе Людовика Тринадцатого.

47. Пьетро да Кортона (наст. имя Пьетро Берреттини, 1596—1669) — итал. живописец и архитектор. Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его покровителем был папа Урбан Восьмой (кардинал Маффео Барберини, с 1623 г. папа), для дворца которого (палаццо Барберини) он выполнил самую крупную свою работу в Риме — фреску на плафоне «Триумф Божественного провидения» (1633—39).

48. Табернакль (лат. «шатер») — в католических церквах сооружение, часто богато украшенное, для хранения гостий (облаток), освященных на литургии в таинстве Евхаристии, а также сам сосуд со Святыми Дарами (дарохранительница).

49. Джованни Серодине (ок. 1600—1631) — швейцарско-итальянский художник, уроженец Асконы в Тичино — италоязычном кантоне на юге Швейцарии. Был учеником Караваджо. Скончался в Риме.

50. Эмилио Савонанци (Реньяно) (1580—1660) — итал. художник, родился в знатной болонской семье, занимался в мастерских разных художников — Лодовико Караччи, Гвидо Рени в Болонье, Гверчино в Ченто.

51. Тарцизий (Тарсиций) — римский юноша-мученик 3 века, не пожелавший выдать язычникам Святые Дары, которые он нес находящимся в темнице христианам.

Сведения об этом мученике содержатся в торжественных гекзаметрах составленной папой Дамасием (см. прим. 99) эпитафии: «Ipse animam potius voluit dimittere caesus / Prodere quam canibus rabidis coelestia membra» (Истязаемый, он предпочел с жизнью расстаться, / нежели бешеным псам выдать святые частицы). Память 15 августа.

52. Абсида — архитектурный элемент в форме выступа, полукруглого, граненого или прямоугольного в плане, перекрытого полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые абсиды появились в древнеримских базиликах, термах, храмах, где в них часто размещалась статуя или трон императора. В первых христианских церквах алтарь был один и располагался в центре завершающей неф абсиды, оформленной иногда триумфальной аркой, обычно с восточной стороны.

53. Теофания (греч. «Богоявление»), или Эпифания («явление») — буквально: явление Божества в зримых формах. В христианстве — один из древнейших праздников, посвященный пришествию на Землю Спасителя. Изначально праздник был посвящен воспоминанию трех евангельских событий — Рождества Христова, поклонения волхвов и Крещения Господня. В отличие от православия, где Богоявление и Крещение — разные названия одного праздника, в католицизме праздник Богоявления, связанный с событием поклонения волхвов, отделился во времени от праздника Крещения Господня, приходящегося на следующее воскресение.

← Площадь и портикКонфессия и пресвитерий →