Первая страницаКарта сайта

Капелла Пия Девятого

В конце 19 века в дальней оконечности Пелагианской базилики была сооружена погребальная памятная капелла папы Пия Девятого.

Место погребения было выбрано самим понтификом, глубоко почитавшим св. Лаврентия и пожелавшим быть похороненным вблизи могилы святого.

Некоторые особенности капеллы заслуживают подробного описания.

  1. Гробница является произведением Пьетро Лонго, созданным по эскизу архитектора Рафаэля Каттанео. Она имеет форму равеннского саркофага и украшена эмблемами папской власти — тиарой и ключами, и голубками с оливковыми веточками в клюве. Простая надпись была продиктована самим понтификом («<Здесь> кости и прах папы Пия Девятого... молитесь о нем»).



    Папа распорядился оставить могилу в непритязательном обличьи, но католики всего мира пожелали ее украсить и принялись собирать необходимую сумму денег для ее архитектурного (выполненного Каттанео) и художественного (выполненного Людвигом Зайтцем (59)) оформления.
  2. Мозаики, покрывающие стены и потолок капеллы, поражают богатством драгоценных камней и металлов и представляют собой изумительное произведение искусства. Обращает на себя внимание обширная поверхность стен над цоколем справа и слева от входа, которая имитирует штофную обивку и выполнена из зеленого или голубого мрамора, сплошь покрытого медальонами, виньетками и выложенными из драгоценных камней, перламутра и золота гербами епархий, институций и знатных семейств, содействовавших сооружению этой вотивной (сделанной по обету) капеллы.

    Над каждой группой гербов указана их национальная принадлежность.
  3. Что касается художественных изображений, то отметим следующие.
  4. Архитектурные украшения над дверьми, ведущими в капеллу, выполнены Пьетро Лонго, а виньетки в виде розочек на пилястрах (66), разделенных арками на три части, изготовлены из египетского порфира, золота, перламутра и серпентина.
  5. Бронзовые решетки слева позолочены и справа посеребрены.
  6. Алтарь в византийском стиле (произведение Enrico Hool) украшен эмалью и драгоценными камнями и содержит частицы мощей двадцати трех святых, удостоенных чести алтаря (т. е. причисленных к лику святых — пер.) при Пие Девятом.

Нетленное тело (67) понтифика выставлено для поклонения верующих.


59. Людвиг Зайтц (1844—1908) — нем.-итал. живописец и мозаичист. Среди его работ — живописное оформление Немецкой капеллы Лоретанской базилики Божией Матери, а также фрески в римских церквах Санта Мария делль’Анима и Санта Мария ин Арачели.

60. Орудия мучительства и казни часто фигурируют в изображениях святых. Во времена преследований христиан Диоклетианом св. Агнессу Римскую, как колдунью, бросили в костер и, поскольку пламя не разгоралось, один из солдат убил ее ударом меча.

61. Альфонс Мария Де Лигуори (1696—1787) — итал. католический епископ и композитор, основатель в 1730 г. Конгрегации Святейшего Искупителя (редемптористы). Автор более ста духовных сочинений. Был провозглашен святым папой Григорием Шестнадцатым в 1839 г., в 1871 г. признан Доктором Церкви, в 1950 — святым покровителем исповедников и моралистов. Память 1 августа.

62. Доктор (Учитель) Церкви — почетный титул, с 1298 года присваиваемый Католической Церковью выдающимся богословам, продемонстрировавшим своей жизнью и трудами особые духовные дарования и прозрения в области христианской доктрины. В настоящее время общее число Докторов Церкви, почитаемых на Западе, составляет 33 человека.

63. Святая Цецилия — христианская мученица; знатная римлянка, обратившая в христианство своего мужа и множество свидетелей своей праведной жизни и обезглавленная в Риме в начале 3-го века (по другим источникам — во 2-м).

64. Догмат о Безошибочности суждения папы римского (в переводах на русский нередко неправильно именуемый догматом о Непогрешимости) был провозглашен на Первом Вселенском соборе в Ватикане в 1870 г. Догмат этот означает, что в вопросах веры и морали последнее слово принадлежит папе.

65. Франциск Сальский (1567—1622) — католический святой, епископ Женевы, основатель монашеского Ордена посещения Пресвятой Девы Марии (визитанток). В 1867 г. ему присвоен титул Доктора Церкви; в 1923 г. папа Пий Одиннадцатый провозгласил его святым покровителем писателей и журналистов.

66. Пилястра — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части и пропорции, что и колонна. Является преимущественно декоративным элементом, членящим стену.

67. Нетленность умершего, по распространенному в народе мнению, свидетельствовала о его святости, поскольку была явлением редким и трудно объяснимым, т. е. была в известной мере чудом. Официально Церковь подходит к признанию святости иначе.

← Нижняя (старая) базиликаКиостро (внутренний дворик) →