Первая страницаКарта сайта

Катакомбы

Катакомбы (74) расположены в старинном Агро Верано (75) — месте, которое в течение долгого времени, начиная с имперской эпохи, служило для захоронений.

Должны, однако, заметить, что эти катакомбы имеют второстепенное значение по сравнению с базиликой, которая, как уже было сказано, и по сей день поражает нас своим художественным и архитектурным богатством.

Катакомбы имеют пятиуровневую структуру, изрядно поврежденную из-за превратностей судьбы. Войти в катакомбы можно либо через дверь со стороны киостро, либо через второй вход, который находится внутри базилики, в крипте, недалеко от могилы св. Лаврентия, слева от капеллы Пия Девятого.

Помимо этих двух, существует еще один вход 17 века, в левом нефе, находящийся в капелле св. Кириаки, созданной по замыслу великого художника Пьетро да Кортона.

Можно совершить короткий осмотр катакомб, ограничившись небольшой их зоной, достаточной, впрочем, для того чтобы убедиться в их плохой сохранности и обнаружить оскверненными места многих захоронений, из-за того, что катакомбы всегда были общедоступными, начиная с древнейших времен, и, следовательно, подвергались разграблению.

Дополнительные причины такого упадка — это размещение над катакомбами нынешнего мемориального кладбища и часто случавшиеся затопления, вызванные, главным образом, неудовлетворительным состоянием системы канализации.

Многие сведения о древнем кладбище мы можем почерпнуть из книги «Подземный Рим» Антонио Бозио (76), который описал полностью сохранившуюся зону катакомб к северу от базилики, перечислив некоторые надписи, предметы и фрески.

Не в последнюю очередь опустошение катакомб связано и с лихорадочными поисками так называемых «охотников за святыми телами» (77).

После этого краткого исторического предуведомления мы можем приступить к описанию возможного маршрута.

Войдя в дверь из киостро, мы спускаемся вниз по нескольким ступенькам и оказываемся в прямолинейном коридоре, соответствующем третьему этажу древних катакомб.

Пройдя примерно тридцать метров, мы замечаем, что галерея разветвляется: левое ее крыло ведет к могиле Пия Девятого, а взяв вправо, мы углубимся в пространство, лежащее под кладбищенской зоной, в настоящее время именуемое Пинчетто.

В том месте, где галерея раздваивается, находится локула (78) — погребальная ниша, содержащая останки той, что без особых уточнений названа «Фортиссима» (сильная духом, стойкая — пер.) и долгое время почиталась здесь как мученица, о чем свидетельствует надпись.

Направляясь вправо, мы попадаем в другой коридор, пересеченный множеством галерей, образующих настоящий лабиринт. Третий этаж, однако, не представляет большого интереса, и мы подходим наконец к трем маленьким лесенкам, которые выводят нас на два верхних этажа, где ниши захоронений более упорядочены и вырублены в стене из камневидного туфа с небольшим числом граффити (79).

Достигнув верхнего этажа и двигаясь направо, мы обнаруживаем просторную залу, которая ведет к следующей галерее. У подножья лестницы находится выдающаяся в художественном отношении надгробная плита Домитиллы (80), в центре которой представлена фигура Доброго пастыря (81) с тремя овечками, справа высечена амфора — символ надежды (82), слева рыба (83).

Внизу изображены евхаристические хлебы (84); по их отличительным особенностям мы можем отнести создание этого памятника к первым двум векам христианства.

Спустившись по лестнице, мы достигаем наиболее интересной и лучше прочих сохранившейся части катакомб, где галереи предоставляют больший простор и отмечены глубокими прямоугольными локулами (нишами).

Следуя по галерее, мы попадаем в языческий колумбарий (85), который занимает помещение около 20 кв. м и, скорее всего, относится к последним временам Республики. Высеченный в туфе, он был оштукатурен и расписан фресками с орнаментами из цветов, разноцветных птичек и двумя мифологическими фигурами. Первая представляет Плутона, бога подземного царства; вторая — Геркулеса (86). Особенности их изображений позволяют установить их родство с фресками в доме Германика на Палатине (87).

В углу этого помещения, где в стене вырублено каменное седалище, мы замечаем глиняную воронку, нижняя часть которой опирается на лицо скелета, что напоминает нам о жертвенных возлияниях (88), совершаемых во время погребальных тризн.

При раскопках под полом этого помещения были обнаружены четыре скелета с монеткой во рту  (89), относящиеся к начальной эпохе Империи и последним временам Республики.

Поднявшись из колумбария наверх, с правой стороны мы увидим аркосолий (90), называемый «Кормушкой», со следами фресок 4 века.

Возвратившись назад и продвигаясь к северу, мы окажемся в большой зале под названием «Сталактиты», где можно полюбоваться этим редким и необычайным зрелищем. Это полуподвальное помещение неправильной формы, занимающее поверхность около 40 кв. метров. Оно имеет песчаное происхождение и служило оссуарием — костехранилищем (91), предшествующим по времени остальным катакомбам.


74. Катакомбы — от cata-tumba — гибрид греко-галльского происхождения: cata — греч. префикс, указывающий на движение вниз, tumba — галльск. «могила». Впоследствии «катакомбами» стали называть всякое подземное кладбище. Для погребения использовались старые шахты, где добывали туф для строительства или глину для гончарного дела. Постепенно их расширяли, приспосабливая для кладбищ.

75. Агро Верано — территория, бывшая когда-то собственностью некоего Луция Вера, который и дал ей имя.

76. Антонио Бозио (1575/6—1629) — итал. археолог. Уроженец Мальты, раннюю молодость провел в римском богословском заведении иезуитов Collegio Romano, далее в университете Сапиенца (La Sapienza — Мудрость). 10 декабря 1593 г. он впервые спустился в катакомбы Домитиллы и с этого времени посвятил себя изучению священных подземелий, занявшись систематическим их исследованием. Вышедшая после его смерти (1632) книга «Подземный Рим» положила начало многочисленным археологическим и искусствоведческим трудам, посвященным катакомбам. Будучи первым по времени (исключая Онуфрия Панвинио (1529—1568), церковного историка, антиквара и археолога, работавшего в библиотеке Ватикана, исследовавшего раннехристианские и средневековые письменные источники и составившего список римских подземных захоронений) и беспримерным по трудолюбию исследователем христианских древностей, Антонио Бозио получил от благодарных потомков прозвание «Христофор Колумб подземного Рима».

77. Почитание священных реликвий (включающих в себя останки святых, называемые в православии мощами, а также все предметы, которые имели соприкосновение с телом святого при его жизни или после смерти) ведет свое начало с самых первых веков христианской истории. В века гонений, когда мученичество было для христиан свидетельством их убеждений в истинности Воскресения Христа из мертвых, верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, а места их погребения становились святилищами, где совершалось богослужение. В дальнейшем необходимость освящения новых церквей положением под алтарь святых мощей для совершения на них литургии узаконила обычай разделения мощей. По учению Церкви, при отделении частицы от мощей благодать не уменьшается и частица является таким же сосудом Святого Духа, что и целые мощи. В 537 г. при осаде Рима остготами гробницы святых в катакомбах были вскрыты и их мощи перенесены в церкви под защиту городских стен. Это было первое массовое извлечение реликвий из катакомб, ставших начиная с 5 века местом активнейшего паломничества желающих помолиться на могилах святых. С 9 века посещение паломниками римских катакомб, постепенно лишившихся к тому времени своих святынь, прекратилось почти на 600 лет, до второй половины 16 века, когда было положено начало их систематическому изучению.

Убеждение в исключительном значении останков святых продолжает древнейшую традицию почитания умерших, особенно чем-либо выдающихся предков: героев, царей, основателей городов, государств, религий, учений и т. д. Само же это убеждение явилось следствием испытываемого живущими воздействия умерших на их жизнь. С христианской точки зрения духовную силу святому дает Бог. Что касается духовной равносильности частей останков и иных предметов, то это восходит к опять-таки древнейшему представлению, с одной стороны, о самостоятельности любого элемента живого существа, с другой стороны, о его единстве.

78. Локулы — погребальные ниши, размером в человеческий рост, располагавшиеся горизонтально, ярусами, вдоль стен кладбищенской галереи. Эта наиболее распространенная форма захоронений в римских катакомбах; обычно локула была закрыта кирпичами либо мраморной плитой с начертанными на ней надписями и изображениями.

79. Граффити в катакомбах — надпись, часто автограф, нацарапанный острым инструментом либо на штукатурке, либо на свежей известке стены, содержащей погребальную нишу. Оставляемые паломниками вблизи захоронений христианских мучеников, граффити главным образом содержали мольбы или благочестивые изречения.

80. Можно предположить, что речь идет об одной из женщин по имени Флавия Домитилла. Возможно, это святая, почитаемая католической Церковью как мученица (ок. 60 — после 95); жена консула Тита Флавия Климента, племянница императора Тита Флавия Домициана, последнего в династии Флавиев, который за исповедание чуждой религии — христианства или иудаизма (Светоний) предал Тита Флавия Климента смерти в 95 году, а его супругу сослал на остров Понца в Тирренском море, где она и скончалась. Домитилла обычно почитается вместе со свв. Нереем и Ахиллеем — солдатами, обращенными в христианство, претерпевшими мученичество во время гонений императора Диоклетиана и похороненными первоначально в катакомбах св. Домитиллы, расположенных на принадлежавшей ей территории семейного захоронения.

81. Добрый пастырь — древнейший образец иконографии Иисуса Христа (существуют живописные и скульптурные изображения) в виде безбородого юноши-пастуха, несущего на плечах овцу; восходит к речению Христа из Евангелия от Иоанна: «Я есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (10:11). Ср. также притчу о «заблудшей овце»: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяности девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашед, возьмет ее на плечи свои с радостью» (Лк. 15:4—5).

82. Амфора — «символ надежды». У большинства народов мира останки умершего, иногда только кости или пепел, обычно содержали в замкнутом хранилище: в гробе, в пещере, яме, норе, саркофаге, глиняном сосуде, в виде мумий. Это делалось под влиянием полуинтуитивного представления о том, что в останках сохраняется некая духовная субстанция, поддерживающая живущих, дающая жизнь новым поколениям, и ее необходимо оберегать. В некоторых религиозных культурах присутствовала также надежда на второе рождение человека. Во времена античности амфоры предназначались для хранения вина, масла, меда — всего в известном смысле наделенного жизненной энергией. В погребальных обычаях амфоры некоторое время использовались для хранения тонких костей и пепла; затем это обыкновение исчезает и амфора на могиле только символизирует как будто оставшуюся в ней жизненную энергию, необходимую умершему. Представление о таком символическом значении самой амфоры вытекает из характерного для древности отождествления содержимого и его вместилища. Поэтому амфоры имели сакральный статус, для чего их когда-то освящали, нанося изображения. Амфора как символ продолжения жизни гармонирует с надеждой на воскресение мертвых. Появлявшиеся на гробницах нарочито разбитые амфоры, напротив, символизировали пресечение жизни.

83. Рыба — многослойная метафора Христа. Согласно ветхозаветной традиции, рыбу получит Мессия и разделит ее с праведными в конце мира (в Талмуде Мессия обозначается словом Dag, «рыба»). В ранней христианской литературе Иисус Христос иногда называется Небесной Рыбой, а христиане «рыбаками». «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4:18—19). Отсюда иносказательная окраска сцен ловли рыбы в раннехристианском и средневековом искусстве. Многочисленны изображения рыбы на печатях, медалях, гробницах. Три сплетенные рыбы, образующие треугольник, — распространенный мотив в средневековой архитектуре. Рыба также символизирует веру, чистоту, Деву Марию, а кроме того, Крещение и Причастие (где она заменяется хлебом и вином); ср. также евангельский мотив насыщения Христом тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами (Мф., 14:17—21).

84. Трапеза первохристиан с евхаристическими, т. е. специально приготовленными и освященными, хлебами предшествовала каноническому таинству причастия.

85. Колумбарий — у римлян погребальные хранилища, состоящие из более или менее поместительной комнаты над или под землей, стены которой были изрезаны горизонтальными рядами ниш или углублений, в которые вставлялись урны с пеплом и обгорелыми костями умершего. Вместимость углублений соответствовала размеру урн, так что последние совсем уходили в эти ниши, устье которых иногда оставлялось открытым, а иногда заставлялось плитой и замазывалось цементом. В названии хранилища отразилось сходство этой конструкции с голубятней (columba (лат.) — голубь).

86. Геркулес (Геракл) — одно из самых почитаемых божеств у римлян, во всех слоях общества. Часто изображался в захоронениях. По мнению мифологов, это связано с тем, что, будучи при жизни в известной мере человеком, согласно мифу по смерти он стал богом, следовательно, ему было даровано бессмертие. Думается, что более обоснованно было бы полагать, что мотивом обожествления умершего является представление о его сильном влиянии на живущих. Напомним, что в древнейшей египетской религии обожествление после смерти мог заслужить любой достойный человек. В христианской трактовке такой человек может сподобиться рая, где пребывают святые вблизи Бога. Как видим, такого рода аналогичные представления протягиваются через тысячелетия в, казалось бы, совсем разных религиозных культурах.

87. Германик Юлий Цезарь Клавдиан (24 мая 15 г. до н. э. — 10 окт. 19 г. н. э.) — рим. военачальник, отец Калигулы и дед Нерона.

На Палатине во времена Римской империи располагались дворцы императоров: Августа, Тиберия, Калигулы и др. «...убийцы Калигулы, как передают историки, спаслись через дом Германика... Был расчищен какой-то дом, который принимали за дом Германика, но, по всей вероятности, этот дом принадлежал не ему, а Ливии, вдове Августа. Как бы то ни было, здание, о котором идет речь, представляет для нас большой интерес. В нем находится лучшая живопись, которая до нас дошла от древнего Рима. Вдоль карниза идут изящные арабески, гирлянды листьев и цветов вперемешку с крылатыми гениями и фантастическими пейзажами, сделанными с большим вкусом. Посредине панно пять больших фресок, из которых каждая представляет собой отдельную картину; две изображают посвящение в таинство и разные магические действия; третья, высотой около трех метров, представляет улицу Рима, как бы виднеющуюся из открытого окна. Остальные две картины мифологического содержания: Полифем, преследующий Галатею, и Ио в тот момент, когда Гермес освобождает ее от Аргуса» (цит. по П. Гиро (1850—1907) «Частная и общественная жизнь римлян». — СПб: Алетейя, 1995).

88. В жертвенных возлияниях той эпохи употреблялось по преимуществу вино, заменившее, но полностью не исключившее более древнее использование крови, — как способ поддержания в умершем специфической «жизненной силы», и в знак неутерянной с ним кровнородственной связи.

89. На монетах чаще всего чеканилось изображение имевших сакральное значение объектов, предметов, существ: богов, императоров, мифологических сцен, храмов и т. д. Тем самым монета была своего рода паролем, свидетельствующим о приобщенности покойного к римской религии, а потому достойного занять место среди предков. Басня о плате за провоз в иной мир возникла позже. Использование монет в похоронных обычаях сохранилось и в дальнейшем, когда указанные выше мотивы стерлись в культурной памяти.

90. Аркосолий (лат. arcosolium — solium sub arco — «гробница под аркой») — невысокая глухая арка в стене кладбищенской галереи, под которой в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы располагалось не сбоку, а сверху. Это более дорогой, по сравнению с локулой, и потому привилегированный тип захоронений, известный еще с античности. Надгробная плита служила алтарем при совершении литургии. Пространство под аркой — люнета — обычно заполнялось росписями.

91. Костехранилище — по-видимому, древнейший способ захоронения и почитания умерших в религиозных культурах. Костехранилища встречаются в разных странах, а кое-где существуют и теперь. До этого и параллельно с этим практиковалось и захороненение кровнородственных останков под домом, а также в доме: под очагом, порогом, в углу, а также в отдельных комнатах и в шкафчиках. Останки могли помещаться также в ограде, овине, гумне, бане. Всегдашняя цель хранения останков — поддержание умершего живущими и получение ими поддержки от него самого.

← Киостро (внутренний дворик)Внутренняя часть киостро →