Первая страница Карта сайта

Почитаемые святые базилики Сан Лоренцо

#Святой Лаврентий  #Святой Стефан  #Святая Кириака  #Святой Роман  #Свв. Аббондий и Ириней  #Святой Иустин

Для того чтобы дать лучшее представление о значении базилики не только в художественном, но и в религиозном аспекте, в этом разделе приводятся краткие исторические жизнеописания почитаемых в ней святых, похороненных в катакомбах, где нашел упокоение и святой мученик Лаврентий. К этому добавлены также сведения о папах, погребенных здесь в последующий за мучениками период.

Мы считаем также необходимым удовлетворить любопытство читателя, который пожелал бы узнать, из каких исторических источников почерпнуты эти сведения.

Вот эти источники:

  1. Произведение 7 века «Пути пилигримов», представляющее собой нечто вроде путеводителя для паломников, прибывших в святой город для молитв и поисков святых реликвий — мощей мучеников. Как следует из одного текста (написанного между 625 и 640 гг.), среди разных мест для посещения одно из наиболее значимых находится в базилике, посвященной мученику Лаврентию: «...далее мы прибываем к церкви Святого Лаврентия, где он покоится, и где имеется также маленькая капелла снаружи церкви, к западу, на ул. Тибуртина — там погребены святой Аббондий и мученик Ириней и там же находится известный камень, к которому многие приходят, чтобы прикоснуться пальцем. В другой капелле покоятся многие мученики, среди которых св. Кириака, свв. Иустин и Кресценций; чуть дальше в пещере (катакомбе) св. Роман...»
  2. «Страсти Полихрония» (92), которые можно считать художественным произведением, содержащим рассказы о деяниях и мученичестве многих христиан, расцвеченные народными преданиями, по традиции сложившимися вокруг почитаемых святых.
  3. «Мартиролог», и, в особенности, «Мартиролог Иеронима» (93), составленный между 431 и 450 гг.; нельзя игнорировать также мартирологи, относящиеся в 8—9 векам, где добавлены агиографические сведения, легшие затем в основу «Римского мартиролога», созданного в 1584 г.
  4. «Liber Pontificalis» («Книга римских понтификов», 7 в.), являющаяся собранием биографий понтификов, начиная с св. Петра до Адриана и Адриана Второго, с указанием их имени, места рождения, особенностей служения, а также исторических событий данного периода.

Итак, читатель имеет теперь представление об источниках, послуживших автору для создания жизнеописаний отдельных святых и пап, прославленных в этой базилике.

Святой Лаврентий

Установить происхождение этого святого непросто, ибо одни считают его испанцем, а другие римлянином, хотя, вероятнее всего, правы первые. Целых пять городов оспаривают право называться родиной святого: Уэска (94), Валенсия, Сарагоса, Лорето и Кордова, но первый удерживает перед остальными некоторый приоритет.

Несомненно, впрочем, что св. Лаврентий принадлежал к диаконской общине Рима, состоящей из семи человек (95), и что ему была поручена забота о бедняках-христианах, но относительно места, где он их собирал, не имеется точных данных, так как его скрывали во избежание преследований. Тем не менее некоторые указывают на то место, где сейчас церковь Санта Мария ин Домника и где находился дом некой Кириаки, имя которой с большой вероятностью свидетельствует о ее тождестве со знатной матроной Кириакой, собственницей земли, занимаемой катакомбами, названными в ее честь.

Доподлинно известно, что ее смерть пришлась на период правления императора Валериана (253—260), который в 250 году призвал к себе Лаврентия (в этом году Валериан был префектом — пер.(96), желая завладеть имеющимся в его распоряжении церковным имуществом, составляющим, по слухам, несметное богатство. Лаврентий, догадываясь о причине вызова, раздал все добро беднякам, которых и представил потом императору (97). Валериан счел это личным оскорблением и велел предать Лаврентия мучительной казни через медленное сожжение живьем. Останки святого были перенесены в Агро Верано.

Эти краткие сведения заимствованы из приведенных выше текстов.

Культ святого

Культ святого, связанный с базиликой Константина и ограниченный поначалу территорией Рима, приобрел новый импульс и большее распространение к середине 5 века в понтификат Сикста Третьего (432—440), когда, с разрешения императора, посвященный мученику алтарь был заново отстроен на месте древнего прихода Titulus in Lucinis (98).

Только в 6 веке местность Агро Верано приобретает название Кладбище Кириаки, сохраняемое и по сей день. Именно тогда папа Пелагий Второй (579—590), для сугубого почитания св. Лаврентия, возвел поблизости от старой Константиновской новую базилику непосредственно над могилой мученика (ad corpus). Только после этого культ святого начинает распространяться не только по различным землям Италии, но и по всей Европе, особенно прочно укоренившись в Испании и Германии.

Свидетельства

Первое свидетельство возникновения культа св. Лаврентия — создание ок. 330 года императором Константином базилики на ул. Тибуртина в Агро Верано, приблизительно в тридцати метрах от ныне существующей базилики Сан Лоренцо fuori le mura (за городскими стенами — пер.).

Несмотря на факт основания Константиновской базилики, мы можем утверждать, что в эти начальные века христианской общине Рима многое еще было неизвестно о личности и жизни святого, который уже был тем не менее почитаем и, начиная с 4 века, считался одним из покровителей города после апостолов Петра и Павла.

Папа Дамасий Первый (99), автор одного памятного описания подвига св. Лаврентия, действительно, ограничился лишь тем, что восславил его смерть, положившую конец страшным мучениям: «Только вера Лаврентия помогла ему победить оковы, бичи, палачей, огонь».

Также и в «Depositio martyrum» (100) за 354 год кратко упомянут праздник святого, в четвертый день перед августовскими идами (101), без какого-либо, однако, указания на обязанности, исполняемые им в римской Церкви.

Лишь несколькими годами позже епископ Амвросий Медиоланский (102) предоставит нам, в ряде своих произведений, более подробную историю мученичества св. Лаврентия, где рассказывается, что святой был диаконом при папе Сиксте Втором, которого он встретил, когда того вели на пытку, и заплакал, сожалея, что не может сопутствовать своему епископу на его крестном пути, и Сикст предрек ему, что через три дня Лаврентий разделит его участь.

К этому Амвросий добавляет, что Лаврентий действительно был отдан на расправу из-за того, что не подчинился приказу императора передать ему сокровища Церкви, вместо этого раздав их нищим, что он сподобился мученического венца, будучи положен на раскаленную добела решетку, и что, умирая, он произнес следующие слова: «Жаркое готово, переворачивай и ешь».

Тот же самый рассказ мы находим в «Peristephanon» у Пруденция (401—403) (103), повторяющего приведенные выше эпизоды с одной лишь вариацией: Лаврентий встречает папу Сикста Второго не на дороге, а у подножия креста, к которому папа был привязан.

Киприан (104) вносит разнообразие в слова, произнесенные Лаврентием на решетке: «Переверни мое тело на другой бок, этот уже достаточно побыл на огне, хорошенько погляди, прожарился ли он... ешь и суди сам, что лучше — сырое мясо или жареное» (105).

Между Амвросием и Пруденцием можно заметить некоторые расхождения, например, в том, что у Пруденция Лаврентий принимает смерть на костре, а у Амвросия на решетке; или в том, что Пруденций нигде не упоминает священный сан Лаврентия, в то время как Амвросий указывает, что он являлся старшим (архидиаконом) из семи диаконов, совершающих службу на ближайшем алтаре, и, более того, что он был левитом (106), выше других по рангу, и ему было поручено охранять священные предметы и наблюдать за церковным имуществом, то есть он исполнял, помимо прочих, административные обязанности.

Разногласия между этими двумя свидетельствами могли бы даже навести нас на мысль, что речь в них идет о двух разных людях, если не объяснить их тем, что Лаврентий у Амвросия представлен как герой, отстаивающий христианскую веру, а Пруденций изобразил его в качестве народного героя.

Амвросий, говоря о Лаврентии, ссылается на библейские или пастырские примеры, на Петра и Стефана, Илию и Елисея, Авраама и Исаака, в то время как Пруденций прибегает к образам национальных героев — основателей Рима Иула (107) и Ромула, образам, которые позволяют ему прозирать в смерти Лаврентия чудесное явление Нового Рима.

Можно дать и другое объяснение расхождениям между двумя историями: Амвросию, без сомнения, было хорошо знакомо традиционное описание «Страстей Лаврентия», которому он следовал, в то же время вся эта эпопея, изложенная в художественно-повествовательной форме, легко обращается в героический культ и обрастает народными преданиями, что и отразилось у Пруденция.

Можно утверждать, что история Лаврентия имела прежде довольно ограниченное распространение и лишь с конца 4 века предание об особенностях жизни и почитания святого стало медленно приобретать все большую популярность за пределами Италии.

Свидетельством тому св. Августин (108), который в четырех проповедях, посвященных св. Лаврентию, ограничился коротким пересказом эпизода облагодетельствования нищих и описанием смерти святого на решетке с финальной репликой, приведенной св. Амвросием.

Те же эпизоды будут воспроизведены через сорок лет св. Петром Хризологом (109) в одной из его проповедей, а также епископом Турина Максимом (110).

Из всего этого следует, что вплоть до середины 5 века подробности, касающиеся жизни св. Лаврентия, были мало кому известны.

Другие рассказы о нем, более полные, но исторически мало достоверные, можно почерпнуть из «Страстей Полихрония» и «Liber Pontificalis», которые повествуют, в частности, о смерти святого вместе с другими четырьмя клириками, а именно, иподиаконом Клавдием, священником Севером, чтецом Кресценцием и остиарием (111) Романом. «Liber Pontificalis» предоставляет нам многочисленные эпизоды жизни святого, дополняя их некоторыми именами, например, Кириаки, знатной вдовы, которая привечала в своем доме христиан, была чудесным образом излечена св. Лаврентием и на принадлежащем ей участке земли устроила его погребение; священника Иустина, который похоронил Лаврентия; обращенного в христианство Ипполита, тоже в свою очередь ставшего мучеником.

Святой Стефан

В Деяниях апостолов (6:8—10, 7:54—59) описано судилище над святым Стефаном и его казнь, однако, ничего не говорится о том, где он принял мученичество; позднейшие источники указывают на северную часть города Иерусалима, но место его погребения также не уточняется.

Годом его смерти считают 31-й или 32-й. О дознании, учиненном ему синедрионом, о пытках, которым он был подвергнут, о его мученической смерти и погребении ходит множество легенд, наиболее известные из которых заботу о упокоении святого приписывают Гамалиилу (112), похоронившему его в тридцати километрах от Иерусалима.

В 415 году были обретены мощи святого, как о том гласит предание, которое уже до этого немало потрудилось над утверждением его культа, однако теперь известило о точном месте его погребения, чему также способствовали исторические события, повлекшие за собой разрушение Иерусалима и его окрестностей сначала Титом, в 70 году, а затем Адрианом, в 135-ом. История обретения мощей святого записана священником Ураном из Кафар-Гамала. Это обретение стало возможным благодаря тому, что пресвитеру Лукиану явился во сне Гамалиил, открывший ему местонахождение своей могилы в селении Кафар-Гамал, откуда впоследствии и будут извлечены останки Стефана и Никодима (113).

Подобное чудесное откровение, словно в подкрепление первому, было дано также монаху Меджецию, который сообщил о нем архиепископу Иоанну, а тот, следуя указанию, обнаружил гробницы с начертанными на них именами Стефана, Никодима, Гамалиила и Авива (114). Несколько частиц мощей (см. прим. 77) святого Стефана архиепископ пожаловал Лукиану, который поручил их своим друзьям, но самые главные реликвии были отправлены 26 декабря 415 года в Иерусалим. По повелению епископа Ювеналия (115), предположительно на том месте, где совершилась казнь св. Стефана, была возведена памятная базилика, освященная в 499 году патриархом Кириллом (116). Впоследствии имератрица Евдокия (117) соорудила на ее месте большую, с присоединенным к ней монастырем, от которых потом, после многочисленных вражеских набегов, остались лишь руины.

Дошедшие до нас сведения о дальнейшей истории святых реликвий продолжают череду преданий. Эти повествования разворачиваются перед нами на фресках портика нынешней базилики, где изображено, как мощи святого переносят в Константинополь, возможно для того чтобы уберечь их от нашествия персов, а затем, по распоряжению императора Юстиниана, в Рим, где они позднее будут помещены Пелагием Вторым в гробницу св. Лаврентия для совместного почитания двух мучеников-диаконов.

Другое предание рисует некую Иулианию, похоронившую своего мужа в могиле мученика в Иерусалиме и пожелавшую потом переправить его тело в Константинополь, но из-за возникшей путаницы с гробами туда были отправлены останки св. Стефана. Обнаружив ошибку, а заодно и ценность прибывшей реликвии, решено было оставить ее. Сестра императора Феодосия Второго Пульхерия в 428 году получила в дар руку святого, однако большая часть реликвий, хранимая императрицей Евдокией, была в 6 веке доставлена Юстинианом в Рим. Эта история также воспроизведена на фресках портика.

Святая Кириака

Среди историков заметно некоторое замешательство относительно предания о Кириаке. В «Liber Pontificalis» есть упоминание о том, что император Константин пожаловал папе Сильвестру (314—335) землю Агро Верано, бывшую собственностью некой Кириаки, но конфискованную у нее во времена гонений на христиан. Это могло бы объяснить, почему начиная с 6 века имя первой владелицы этой земли присваивается катакомбам, где оно было обнаружено запечатленным.

Агиографические данные о святой нам предоставляют «Страсти Полихрония», которые изображают ее в виде знатной матроны, вдовы, живущей на Монте Челио (Холме Целий). Став христианкой, она принимала у себя верующих и устраивала евхаристические служения, где и произошла ее встреча со св. Лаврентием, избавившим ее от постоянных сильных головных болей. Ее арест и мученическая кончина описаны в «Страстях св. Кириаки», повествующих о перенесенных ею при императоре Деции (см. прим. 11) пытках и о последовавшей после жестоких страданий смерти, случившейся 23 августа, а также о ее погребении на собственной земле, неподалеку от могилы св. Лаврентия. При папе Сергии Втором (844—847) тело святой было перенесено в церковь Сан Мартино аи Монти (св. Мартина на холмах), а затем в церковь Санта Мария ин Кампителли. В базилике Сан Лоренцо находится посвященная ей капелла, подвергшаяся архитектурным преобразованиям и не совпадающая с местом ее погребения.

В подтверждение приведенных выше сведений процитируем лишь один отрывок из «Страстей св. Кириаки».

«После убиения св. Лаврентия императоры Деций и Валериан приказали привести к себе Кириаку и Деций, услышав от нее обидные для себя слова, велел бить ее по лицу, а затем бросить в темницу под строжайший надзор. На следующий день Деций распорядился доставить узницу к себе и сказал ей: „Этой ночью у тебя было время поразмышлять, а теперь предоставь себя в жертву нашим богам“. На что Кириака отвечала: „Я приношу себя в жертву, но не вашим богам, а Господу нашему Иисусу Христу, Богу живому и истинному“. Услышав сии слова, Валериан сказал Децию: „Следует покарать ее за богохульство, ибо она ни во что не ставит наших богов“. Деций повелел бить ее без устали палками. Она же, вознеся хвалу Господу, тотчас же была избавлена Им от боли и следов побоев. При виде сего чуда Деций и Валериан в гневе удалились во дворец, отдав распоряжение избивать святую бичами и жалить скорпионами (118) до тех пор, пока не испустит дух. Христиане похоронили тело святой мученицы на принадлежавшей ей земле, в Агро Верано, недалеко от места погребения св. Лаврентия, с западной стороны, в августе, 23 дня».

Святой Роман (воин и остиарий)

Сведения о почитании этого святого также взяты из приведенных выше источников. «Liber Pontificalis» вносит одно уточнение, называя его остиарием: «... тремя днями позже мученической кончины св. Сикста были также преданы на мучения архидиакон Лаврентий, иподиакон Клавдий, пресвитер Север, чтец Кресценций и остиарий Роман». В «Страстях Полихрония» говорится, что он был солдатом, возможно, приставленным сторожить в тюрьме Лаврентия. Это могло бы объяснить, как темничный надзиратель преобразовался в остиария, то есть стража Церкви (см. прим. 111). Доподлинно известно, что его культ справлялся как «в пещере» в местности Агро Верано, так и в посвященной ему базилике «foris portam Salarium» (119), воздвигнутой на месте его обезглавливания.

Было бы уместно привести здесь отрывок из «Страстей св. Романа», взятый из 26 главы «Страстей Полихрония».

«Один из солдат, именем Роман, уверовал во Иисуса Христа благодаря св. Лаврентию и обратился к нему с такими словами: „Я вижу стоящего пред мной мужа, прекраснейшего собою, с чистым покровом в руках, который явился уврачевать тело твое; посему заклинаю тебя, имени ради Иисуса Христа, ниспославшего тебе Своего ангела, — не покидай меня“. Тогда Деций, полный ярости и страха, сказал Валериану: „Нас околдовали“, и распорядился поднять Лаврентия с пыточного ложа. Тем временем Роман, набрав в кувшин воды, попросил разрешения отнести его Лаврентию. Раздраженный этой просьбой, Деций потребовал передать кувшин во дворец Ипполиту (120), но Роман, пробравшись с водой к изножью Лаврентия, в слезах умолял окрестить его. Услышав это, Деций повелел: „Бейте его палками“. Доставленный затем к императору, Роман принялся кричать во весь голос, провозглашая себя христианином. Деций отдал приказ немедленно предать его смерти за городскими стенами Салярских Ворот и тело его положить в склепе Агро Верано».

Святые Аббондий и Ириней

В «Путях пилигримов» (7 в.) сообщается, что наряду со св. Лаврентием местно почитались также Аббондий и Ириней, чьи могилы находились в маленькой капелле неподалеку от базилики, с западной стороны; другие тексты, напротив, помещают их останки в одном склепе со св. Лаврентием. В некоторых источниках помимо этого упоминается о камне, находящемся в капелле или в портике и служившем, как считают, подножьем, с которого был сброшен в клоаку св. Аббондий; так это или нет, сегодня установить невозможно. В «Мартирологе Иеронима» зафиксирован факт их почитания и установлен день их празднования — 23 августа.

Исторические сведения об этих святых утеряны, поэтому не представляется возможным указать точные даты их жизни и подвига, и их образы, следовательно, остаются окутаны легендами, тексты же, в которых они упоминаются, относятся, по большей части, к 7 веку.

В «Страстях Полихрония», в главе, посвященной «Страстям свв. Иринея и Аббондия», мы можем прочесть: «Тринадцать дней спустя после мученичества Ипполита один солдат по имени Порфирий, рассчитывая, что казненный мог спрятать в одежде золото и драгоценные камни, пришел к сторожу клоаки, куда был сброшен святой, и сказал ему: „Если ты не сумеешь сохранить тайну, я заявлю о твоем тяжком служебном прегрешении“. Сторож отвечал: „Твоя тайна умрет в моем сердце“. Солдат продолжал: „Несколько дней назад префект Валериан приказал в своем присутствии бичевать до смерти Аббондия (Здесь имеет место явная путаница. См. прим. 121 — пер.) и тело его сбросить в клоаку; я подозреваю, что в его одеждах могут быть спрятаны золото и драгоценные камни и желаю забрать их себе“. Сторож, бывший христианином, сказал солдату: „Укажи мне то место, я поищу тело и найдя сообщу тебе“. Сторожа звали Иринеем. Он, однако, прежде отправился к священнику и рассказал ему обо всем. Затем они принялись искать тело мученика, нашли его и вместе с Аббондием похоронили ночью вблизи могилы св. Лаврентия.

Узнав об этом, Валериан приказал арестовать Иринея и Аббондия, убить и сбросить в клоаку. Священник Иустин извлек их тела и похоронил по соседству с могилой св. Лаврентия, в склепе Агро Верано».

Святой Иустин

Документы, относящиеся к 7 веку, единодушно удостоверяют факт погребения этого мученика в Агро Верано. Что касается исторических свидетельств, то, несмотря на их скудость, они все же позволяют нам допустить реальность существования этого святого, равно как и созданного вокруг его фигуры культа. Два источника, главным образом, дают возможность получить о нем некоторые сведения, и это уже известные нам «Страсти Полихрония» и «Страсти Иустина», из которых следует, что он остался незатронутым преследованиями Деция и Валериана, взяв на себя заботу о погребении многочисленных мучеников, и сам впоследствии, при императоре Клавдии Втором (122), разделил их участь и после жестоких страданий скончался 4 августа 269 или 270 года и был похоронен в склепе на ул. Тибуртина в Агро Верано. Место его смерти, как и место захоронения, являются единственно точными данными, все прочие события его жизни перемешаны с преданиями. Душевно преданный св. Лаврентию и посвятивший свою жизнь попечению об умерших мучениках, он удостоился чести последовать их примеру.

«Страсти св. Иустина», составленные в 7 веке монахом базилики Сан Лоренцо, являются источником, из которого мы можем почерпнуть сведения о святом.

Приведем здесь некоторые отрывки из этого документа.

«После смерти императора Деция и префекта Валериана благочестивые люди Божии преисполнились великой радости: многие язычники, общаясь с ними, крестились затем во имя Святой Троицы. Тогда император Клавдий, желая дабы превозносили только его могущество и упорствуя в своем жестокосердии, употребил свою власть против христиан, разослав повсюду солдат, чтобы они тщательно и усердно таковых разыскивали. И солдаты ревностно высматривали верующих во Христа и, обнаружив, убивали каждого, кто не желал приносить жертвы языческим богам. Священник Иустин втайне подбирал тела замученных и, оплакивая, предавал погребению. Но Клавдий, узнав про блаженного Иустина, что тот собственноручно заботится о святых мучениках, утешает верующих и ободряет, убеждая их не страшиться расправы тирана, распалился гневом и издал указ, чтобы всякий, кому удастся найти Иустина, задержал его и доставил к императору. И вот, Клавдий повелел устроить в своем дворце судилище и привести на него Иустина закованным в цепях.

Приступив к допросу, император спросил: «Ты и есть тот нечестивец Иустин, не почитающий богов и не выполняющий повелений императора?» Святой Иустин отвечал ему: «Я не нечестивец, но слуга Иисуса Христа, Господа моего, которого ты, презренный, осмеливаешься хулить». Тогда Клавдий в злобе приказал бить святого по губам камнями. Тот же, претерпевая удары, возблагодарил Господа. И тотчас же цепи на шее и руках святого распались. Клавдий вновь приступил к обличениям, говоря ему: «Глупец! Зачем ты избрал себе смерть через столь ужасные мучения? Прими мое увещевание: принеси жертвы бессмертным богам!» Священник Иустин в ответ на это сказал: «Ничтожный человек, ты принуждаешь меня унизиться перед идолами, творениями рук человеческих? Несчастный, тебе бы скорее следовало склониться перед Христом, Творцом всех и всяческих, нежели перед пустыми истуканами; истинно говорю тебе: ты и боги твои, которых ты неправедно чтишь, все вы равно умрете». После этих слов Клавдий приказал вздернуть святого на орудие пытки, а тот, в то время как на веревках растягивали его члены, возносил хвалу Богу. Тогда император Клавдий повелел обложить его с боков раскаленными добела пластинами и терзать тело его острыми крючьями. Затем Клавдий велел снять св. Иустина с пыточного станка и отдать под присмотр некоему служителю во дворце.

Спустя сорок дней Клавдий, возглавив судилище, распорядился доставить к себе Иустина. Когда последний предстал перед императором, тот обратился к нему со словами: «Как мог ты быть таким безрассудным, нечестивец Иустин? Неужели ты думал, что мы оставим без внимания твои непотребные дела, которые ты давно уже творишь вместе с подобными тебе злодеями? Не ты ли с преступным легкомыслием дерзнул восстать против наших богов и волеизъявлений непобедимых императоров, — ведь говорят, что это ты похоронил пресловутого безбожника Лаврентия, известно также, что ты тайно похитил труп отъявленного негодяя, солдата Романа, и сообщают еще, что именно ты скрытно привечал у себя множество разбойников из этой вашей мерзкой секты. Не забудь, что, не почитая богов, ты отдал себя в наши руки. Несчастный, я думал, что к тебе вернется здравый смысл и ты, как человек благоразумный, позаботишься о себе самом; оттого я говорил с тобой тоном мягким и милостивым и ради тебя, сущего ничтожества, пустился в рассуждения о достоинстве и могуществе нашей высочайшей власти. Но ты уповаешь на силу магии и не признаешь богов, а также не подчиняешься воле императоров».

На это св. Иустин отвечал Клавдию: «Жалкий человек, я не боюсь твоих пыток, но, напротив, желаю их; боюсь же я лишь вечных мук, тебе уготованных, и отцу твоему — диаволу». Тогда Клавдий, выйдя из себя, приказал бить его без устали бичами с колючками. И святейший Иустин, претерпевая долгие и тяжкие избиения, с безмятежным челом возносил хвалу Господу, говоря: «Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, ибо Ты есть Бог всех и всяческих». В тот же час Клавдий сказал священнику Иустину: «Несчастный, подумай о летах своих, как бы не умереть тебе». Отвечал ему св. Иустин, говоря: «Я скорее предпочту умереть праведно, нежели жить во грехе». Тогда император Клавдий потребовал: «Добавьте ему также и палок!» Святой же, тем не менее, ни во что не ставил мучения.

Спустя время Клавдий, в раздражении и гневе, снова приступил к св. Иустину, требуя: «Принеси жертвы бессмертным богам!» Св. Иустин отвечал: «Я себя самого отдаю в жертву Богу и Господу Иисусу Христу, ибо жертва Богу есть дух сокрушен». Тогда Клавдий, рассвирипев, приказал, чтобы в его присутствии с Иустина сорвали одежды и подвергли долгому и усердному бичеванию, и при этом торжественно возглашал: «Не возводи хулу на богов!» Св. Иустин сказал: «Благодарю Иисуса Христа, Господа моего, что сподобил меня быть сопричтенным рабам Своим, а ты, презренный, изведешься собственным безумием и злобой». Клавдий же, исполненный дьявольского рвения, скомандовал, чтобы тело святого раздирали железными гребешками и положили на ложе из железа. И сказал Клавдий св. Иустину: «Образумься, несчастный, очнись от своего безрассудства и поклонись богам, которых мы превозносим: ежели ты не сделаешь этого, смертию умрешь на этом ложе, в огне раскаленном!» Св. Иустин сказал в ответ: «Жалкий человек, я всегда алкал испить эту чашу: истинно, что сии мучения, скоропреходящие, приведут меня в Царствие небесное, тебе же, напротив, уготована ими смерть вечная».

Сказал ему на это Клавдий: «Я вижу, ты прибегаешь к силе магического искусства и понимаю теперь, почему ты глумишься над учиненными тебе испытаниями: но меня тебе не удастся околдовать!» И повелел Клавдий свои слугам: «Разложите его и стегайте колючими бичами!» Иустин же, простертый на раскаленном ложе, с улыбкой на устах благодарил Бога, говоря: «Благословен Ты, Отец Господа нашего Иисуса Христа, явивший мне, недостойному рабу Твоему, милосердие Свое». Тем временем слуги, которые кололи железными вилками лежащего на пылающем одре мученика, начали от усталости терять силы.

И в этот момент святейший мученик Христов Иустин с лицом, просветленным радостию, обратился к Клавдию: «Узри, несчастный, узри, сколь велико милосердие Господа моего Иисуса Христа: огненные пытки, коим ты сейчас меня подверг, доставляют мне облегчение и прохладу, тебя же обрекут на муки вечные». И вправду, все присутствующие поражены были стойкостью святого мученика.

Услыхав сие, Клавдий повелел, чтобы святому был вынесен смертный приговор, и, подняв его с пыточного ложа, здесь же, в присутствии императора, ему отрубили голову. Затем, при наступлении ночи, христиане, плача, подобрали тело славного мученика. Проведя в посте и бдении всю ночь, они похоронили его в склепе Агро Верано".

Кресценций

Его мученичество восходит к первым векам христианства и поминается в «Мартирологе Иеронима» вместе с Иустином, 4 августа. Исторические сведения об этом человеке не сохранились. «Liber Pontificalis» называет его чтецом, замученным тремя днями позже св. Лаврентия, одновременно с остиарием Романом и другими клириками.

В «Страстях Полихрония» (гл. 15) иначе: Кресценций упоминается как слепой, исцеленный св. Лаврентием в доме некоего Нарцисса, но не как мученик. Отдельной истории его «Страстей» не существует, что усугубляет сомнения в его мученическом подвиге, несмотря на факт его почитания.

Приведем здесь отрывок из «Страстей Полихрония», содержащий рассказ о нем. «Святой Лаврентий отправился в путь и во всяком месте, куда бы ни приходил, искал, где собираются христиане, будь то дом или пещера. Прибыв в один городской квартал, называемый Канарио, он обнаружил там большое число христиан, собирающихся на дому у некоего Нарцисса. Он вошел туда с плачем, и омыл всем ноги, и раздал им свою казну, врученную ему св. Сикстом.

И нашел он в том доме слепого по имени Кресценций, который принялся в слезах умолять его, говоря: „Возложи руки свои на мои глаза, дабы увидел я лицо твое!“ Тогда св. Лаврентий, обливаясь слезами, сказал: „Господь Иисус Христос, отверзший очи слепорожденному, да просветит Он и тебя!“ Он осенил крестным знамением глаза слепого, и тотчас же прозрели они, и Кресценций, по просьбе своей, увидел свет и святого Лаврентия».


92. Страсти (страдания, мучения), или пассии — в эпоху преследования христиан типичный жанр агиографической литературы (жизнеописаний святых), представляющий собой художественные тексты стереотипного образца, в которых большее внимание уделяется эмоциональному воздействию описываемых событий, нежели их исторической достоверности. Священномученик Полихроний, епископ Вавилонский, вместе с другими мучениками пострадал во время гонений на христиан императора Деция.

93. Мартиролог — список признанных христианской Церковью мучеников, чьи имена и краткие сведения о мученическом подвиге приводятся в календарном порядке в соответствии с датой их кончины («рождения в жизнь вечную») для ежегодного церковного поминовения. «Мартиролог Иеронима» — один из самых древних списков христианских мучеников, ошибочно приписываемый св. Иерониму Стридонскому (347—420; церковный писатель, Учитель Церкви, создатель канонического латинского текста Библии).

94. Уэска (исп. Huesca, лат. Osca) — город-коммуна в Испании, расположенный в автономном округе Арагон, центр одноименной провинции.

95. Впервые слово «диакон», как обозначение определенного служения в христианской церкви, встречается в Послании ап. Павла к Филлипийцам (1:1), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею (3:8). Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования Иерусалимской Церкви. Согласно Деяниям святых апостолов (6:1—6), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать Слово Божие, не имели возможности «пещись (др.-греч. диаконэйн) о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц, оставив за собой «служение (др.-греч. диакониа) слова». В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности: по указанию епископа они распоряжались церковным имуществом: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и всех, пользующихся церковными пособиями. По своей близости к епископам и по обширности своих обязанностей диаконы в древней Церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру Иерусалимской Церкви, во многих Церквах было обычаем не поставлять более семи диаконов. Так, в описываемую эпоху папа Фабиан (236—250) разделил разросшуюся христианскую общину на семь округов (диаконатов), управление которыми доверил семи диаконам.

96. Согласно многочисленным источникам, св. Лаврентий (лат. «увенчанный лавром») претерпел мученичество в 258 году.

97. Вот как об этом говорится в житии св. Лаврентия в месяцеслове Димитрия митрополита Ростовского: «Лаврентий явился на третий день к префекту с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот те сосуды, в которых заключены вечные сокровища, и кто влагает свое имение в эти сосуды, тот с избытком получает его в Царствии Небесном» (другой вариант: «Вот подлинные сокровища Церкви!»).

98. Базилика Сан Лоренцо ин Лучина находится на одноименной улице в центральной части Рима. Первая раннехристианская базилика (т. н. «титулус», составляющий одноименный приход, называемый именем основателя или владельца собственности, держащего ее в попечении для Церкви, — в данном случае Titulus in lucinis, или Titulus lucinae) образовалась в 4 веке из дома римской матроны Луцины, служившего местом молитвенных собраний христиан. В 440 г. папой Сикстом Третьим она была освящена и преобразована в официальное богослужебное здание. По преданию, часть решетки — орудия казни св. Лаврентия — хранится под главным алтарем базилики.

99. Дамасий Первый (305—384) — родился в Лузитании, епископ Рима с 1 октября 366 г., почитаемый святым. Составил перечень книг Священного Писания, включающий в себя только тексты, признанные Церковью каноническими; по его поручению один из его ближайших сотрудников, Иероним Стридонский, принявший из его рук крещение, начал перевод Библии на латынь («Вульгата»). Период понтификата Дамасия Первого пришелся на «золотой век» для христианства на Востоке и Западе, век великих писателей и теологов, названных позднее Учителями Церкви. Дамасий Первый приступил к окончательной христианизации Вечного города, развивая культ христианских мучеников: занимался церковным строительством, приложил много усилий, чтобы обновить катакомбы, в частности папскую крипту на кладбище Каллиста. В местах погребения мучеников Дамасий помещал стихотворные эпитафии собственного сочинения. В доктринальной сфере папа Дамасий выступал против ариан. Его именем названа главная площадь, расположенная среди дворцов Ватикана.

100. «Depositio martyrum» — древнейший, наряду с т. н. «Мартирологом Иеронима», список святых, составленный в 4 веке в Риме.

Объяснение слова «depositio» дано А. П. Голубцовым в кн. «Из чтений по церковной археологии и литургике»: «Римляне, говоря о погребении, большей частью употребляли выражения: situs, positus — „положен“, между тем как христиане предпочитали им выражение depositio, depositus (являющееся отличительным признаком христианской эпитафии и агиографической литературы — пер.). Слово это на юридическом языке римлян означало отдачу вещи на сохранение под залог с правом возвращения ее собственнику после известного срока или по выполнении им известных условий <...> Христиане хотели указать на будущее воскресение тела, которое предается земле лишь на несколько времени и должно быть взято отсюда по истечении назначенного срока».

101. Иды — в римском календаре так назывался день в середине месяца. На 15-е число иды приходятся в марте, мае, июле и октябре; на 13-е — в остальных восьми месяцах. Иды были посвящены Юпитеру. После реформы календаря Юлием Цезарем (Юлианский календарь) связь между длиной месяца и числом, на которое приходятся иды, была утеряна.

102. Амвросий Медиоланский (Миланский) (333—397) — сын римского наместника из Галлии, получил образование в Риме. Был избран епископом Милана, одной из императорских резиденций, и управлял Церковью 23 года. Оставил после себя немало богословских сочинений. Считается, что его перу принадлежит песнь «Тебе Бога хвалим» (латинский церковный гимн Te Deum laudamus). Мощи его покоятся в Милане.

103. Аврелий Пруденций Клемент (348 — после 405) — римский христианский поэт. Родился в Испании, в знатной семье, был наместником и судьей, занимал высокие государственные должности при дворе императора, скорее всего, Феодосия. В последние годы отказался от публичной жизни, дабы посвятить себя подвигу аскезы и поэтическому творчеству. «Liber Peristephanon» («Книга о венцах») состоит из 14 стихотворений (гимнов), прославляющих испанских и римских христианских мучеников. При составлении этих гимнов Пруденций пользовался как устными преданиями, так и сочинениями церковных писателей.

Оценка христианского мученика Лаврентия как народного героя отражала изменения в массовой римской культуре — ее христианизацию.

104. Священномученик Киприан (ок. 210 — 14 сентября 258) — епископ Карфагена, латинский богослов и писатель, основные сочинения которого посвящены осмыслению вопросов отступничества и церковного раскола, крещения, единства Церкви. Пережил несколько гонений. Принял мученический венец и причислен к Отцам Церкви. В своем «Письме к Сукцессу, о возвращении послов из Рима с известием о гонении» (258 г.) Киприан сообщает, что получил известие о том, что 6 августа папа Сикст Второй вместе с четырьмя диаконами претерпел мученическую смерть на территории подземного кладбища и о решимости римских властей творить расправу над всеми исповедующими христианство. Упомянутое Киприаном место кончины мучеников — кладбище Св. Каллиста, где совершающий литургию Сикст был схвачен по повелению императора Валериана, издавшего эдикт, запрещающий собрания христиан в катакомбах, и, преданный смерти, здесь же был похоронен.

О мученичестве св. Лаврентия, случившемся несколькими днями позже, в письме Киприана, насколько нам известно, не упоминается.

105. В этих словах можно усмотреть оскорбительный намек на родство римских язычников с варварами — сыроядцами и на языческий обычай поедания части сожигаемой жертвы.

106. Левиты — название особого класса священнослужителей в системе древнееврейского культа. К левитам принадлежали потомки сына Иаковова Левия, колено которого, как давшее еврейскому народу Моисея, получило исключительное право на священнослужение. Левиты традиционно осуществляли служение в переносном храме — Скинии, а потом в Иерусалимском храме, занимались обучением народа закону Торы (Пятикнижия Моисеева — первых пяти книг Библии), осуществляли летописание, имели своей обязанностью смотреть за священными сокровищами. Амвросий Медиоланский использует применительно к диакону Лаврентию термин «левит», скорее всего, из-за сходства в их служении.

107. По легенде, у истоков основания Рима стоят Эней и его сын Асканио, или Иул (Юл, от которого выводил свое происхождение род Юлиев), чьими потомками были Ромул и Рем.

108. Святой Августин (354—430) — епископ г. Гиппон (Сев. Африка). Выдающийся христианский теолог, философ и церковный деятель, крупнейший представитель латинской патристики, оказавший огромное влияние как на развитие христианского богословского канона, так и на эволюцию западной культуры в целом; родоначальник христианской философии истории; Отец, Учитель и святой католической Церкви (в православной Церкви обычно именуется Блаженным). Память его отмечается католической Церковью 28 августа.

109. Петр Хризолог (406 (по др. ист., ок. 380) — 450) — епископ Равенны, почитаемый святым. Своей великой проповеднической деятельностью заслужил прозвание «Златослова». В 1729 г. папа Бенедикт Тринадцатый провозгласил его Учителем Церкви.

110. Святитель Максим Туринский — (ок. 380 — 423 (по др. ист., ок. 467)) — первый известный нам епископ Турина, почитаемый святым. Ему приписывают множество гомилий (бесед — наиболее древняя форма проповеди), имеющих большое богословско-историческое значение.

111. Остиарий — в католической Церкви самый низший из малых чинов церковнослужителя, отмененный во второй половине 20 века при введении современного римского обряда. Слово «остиарий» происходит от латинского ostium — дверь. В древней Церкви остиарии открывали и запирали дверь церкви, в числе прочего следя за тем, чтобы некрещенные не присутствовали в церкви во время Евхаристического канона.

112. Гамалиил — знаменитый иудейский законоучитель, ученый раввин, живший в 1-ом веке. Влиятельный член Великого синедриона в Иерусалиме, высказавшийся против преследования первых христиан (Деян. 5:38—39). Апостол Павел называл его одним из своих учителей (Деян. 22:3). Согласно церковному преданию, был крещен апостолами Петром и Павлом. Полагают, что Гамалиил скончался за 18 лет до разрушения Иерусалима.

113. Никодим — упоминаемый в Евангелии от Иоанна фарисей, член синедриона, тайный ученик Иисуса Христа. Ему приписывается составление одного из апокрифических Евангелий. Почитается святым православной и католической Церквами.

114. Авив — сын Гамалиила, согласно церковному преданию, принявший вместе с ним крещение и предавший погребению тело св. Стефана.

115. Ювеналий — первый патриарх Иерусалима (422—458). Способствовал распространению культа Божией Матери.

116. По-видимому, автором допущена неточность. Кирилл был епископом Иерусалима в 350—386 гг. К 499 году относится патриархат Ильи Первого Иерусалимского (494—516).

117. Императрица Евдокия (ок. 401 — 20 окт. 460) — супруга Феодосия Второго, императора Восточной Римской империи. Талантливая поэтесса. Последние годы провела, занимаясь строительством церквей и благотворительностью, в Иерусалиме, где и умерла и была погребена в церкви св. Стефана. Православной Церковью почитается святой, память 13 августа.

118. Скорпионы — тонкая железная цепь с острыми иглами или плеть с железными крючьями на конце.

119. Foris portam Salarium — «за Салярскими Воротами», т. е. Воротами Соляной дороги (via Salaria) — древнего торгового пути, который начинался от стены Аврелиана в Риме и вел через внутренние районы Центральной Италии к побережью Адриатического моря. Вдоль Салярской дороги располагались подземные захоронения — катакомбы.

120. Ипполит — темничный надзиратель. Обращенный ко Христу св. архидиаконом Лаврентием, взял его тело для погребения, за что предан был на мучения и скончался, влачимый дикими конями, в 258 г. Его домашние, в числе 19 человек, были все обезглавлены, за исключением его престарелой кормилицы Конкордии, засеченной железными прутьями и брошенной в нечистое место. Свв. Аббондий и Ириней (см. ниже), отыскавшие и похоронившие тело св. Конкордии, сами были утоплены в нечистотах.

121. Следует читать — «Ипполита». В приведенном тексте спутаны имена святых Ипполита и Аббондия, возможно потому, что сведения о них взяты из разных источников, а истории их мученической кончины, в действительности или в силу агиографической традиции, имели немало общего. Для сравнения мы приводим здесь выдержку из еще одного предания, где представлена несколько иная версия событий.

«При наступлении ночи к месту казни пришел с верующими святой Иустин пресвитер и, собрав тела святых мучеников, предал их там же погребению. Тела же святой Конкордии, несмотря на самый тщательные поиски в городе, никак не могли найти; это так сильно опечалило святого Иустина, что он заплакал. Честное же тело святой Конкордии было, по приказанию мучителя, брошено в нечистое место. Один христианин, по имени Ириней, узнал об этом от одного воина, уже спустя три недели со дня смерти блаженного Ипполита, — взяв с собою другого христианина — Аббондия, он извлек ночью тело святой мученицы, нисколько не пострадавшее от нечистот, и принес его к пресвитеру Иустину. Пресвитер был очень рад и похоронил честные останки рядом с телом святого Ипполита и прочими мучениками. Наутро это стало известно Валериану; он приказал схватить Иринея и Аббондия и бросив туда, откуда они извлекли тело святой Конкордии, потопить их живыми в нечистотах. И оба святые умерли там в 26-й день августа месяца. Святой Иустин извлек тела их ночью и предал погребению при мощах святого Лаврентия» (цит. по свт. Димитрию Ростовскому).

122. Клавдий Второй (Марк Аврелий Флавий Клавдий Готик, Божественный Клавдий) — рим. император в 268—270 гг. Родом из Иллирии, отличился храбростью при императорах Деции, Валериане и Галлиене; после смерти последнего войска провозгласили его императором. За военные успехи в борьбе с готами получил от Сената титул Готского. Умер от чумы.

← Внутренняя часть киостро Папы, почитаемые в Агро Верано →