Первая страница Карта сайта

Папы, почитаемые в Агро Верано

#Зосима  #Сикст Третий  #Иларий  #Пий Девятый

В заключение приведем краткий очерк о погребенных и почитаемых в Агро Верано папах первых веков христианства. Таковы Зосима (см. прим. 21), Сикст Третий (прим. 20) и Иларий.

Зосима

Согласно сведениям, приведенным в «Liber Pontificalis», Зосима происходил родом из Греции, был сыном иудея по имени Абрам, священника во время понтификата Иннокентия Первого, которого он впоследствии и сменил на престоле, будучи избран папой 18 марта 417 года. Его служение было кратким, завершившимся его смертью 26 декабря 418 года. На пору его понтификата, кажется, пришлись одни неудачи, порожденные его импульсивной натурой и растущим числом просчетов в политике Западной Церкви; однако события его правления и интерес к ним позволили этому папе остаться на страницах церковной истории.

Недовольство им со стороны некоторой части духовенства привлекло к нему внимание императорского двора, и напрягая силы, дабы оказывать противодействие нападкам, папа заболел и умер. «Liber Pontificalis» сообщает, что папа Зосима был похоронен «за семь дней до январских календ (123) на ул. Тибуртина вблизи св. Лаврентия».

Имя Зосимы не встречается в «Мартирологе Иеронима»; оно имеется в «Мартирологе Адона» (124) и в «Римском мартирологе», однако там отсутствует информация о его почитании.

Сикст Третий

Сикст, сын Сикста, по происхождению римлянин, имел сан священника, когда, после смерти в 432 году папы св. Целестина Первого, был единодушно избран новым понтификом. Годы его понтификата (31 июля 432 — 19 августа 440) характеризуются, главным образом, стремлением решить две проблемы, весьма злободневные для Церкви в то время: преодолеть пелагианскую ересь (125) и примирить восточные христианские церкви, где существовали сильные разногласия между Кириллом Александрийским (126) и епископами антиохийского патриархата.

Похоже, что в молодости Сикст испытывал некоторую симпатию к пелагианству, когда же потом это течение было осуждено папой Зосимой, стал, напротив, его непримиримым врагом, настолько, что св. Августин, главный противник этого учения, призывал его к сдержанности (Послания 191 и 194). Юлиан (127), разделявший эту ересь, не внял требованию от нее отречься, после того как папа, в ответ на его просьбы, согласился было вернуть владения его епископата в Эклано (439), и Сикст принужден был вмешаться. Следствием этого вмешательства было примирение: в 433 году антиохийцы выработали «Союзный акт» (128) — свидетельство доверия, скрепленное также подписями Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского (129), — который восстанавливал общность двух враждующих группировок. Сикст приписал этот успех апостолу Петру, гаранту истинной веры и содейственнику в его личной судьбе: «Святой апостол Петр передал своим преемникам полученное им самим: цельность и простоту веры, чуждой противоречий, которую все мы должны исповедовать и в ней утверждаться» (Послание 1:5).

Значительны заслуги этого папы в строительстве новых церковных зданий, предпринятом им благодаря пожертвованиям императорской семьи, а также в восстановлении разрушенных из-за нашествия вестготов (410) церквей, среди которых базилики Санта Сабина и Сан Лоренцо ин Лучина.

Сиксту Третьему мы обязаны также сооружением монастыря и собора св. Себастьяна, баптистерия при Латеранском соборе и базилики Santa Maria Maggiore (Пресв. Девы Марии Великой), перестроенной из бывшей базилики Либерия.

Согласно «Liber Pontificalis», папа Сикст Третий был похоронен «на ул. Тибуртина в крипте вблизи св. Лаврентия», почитание же его восходит к более поздним временам; впервые его имя появляется в «Мартирологе Адона» и включено в «Римский мартиролог» под датой 28 марта.

Иларий

Сведения об этом папе также заимствованы из «Liber Pontificalis», некоторых посланий, эпитафий и хроник того времени, сообщающих о том, что Иларий, преемник Льва Первого Великого, происходил с острова Сардиния. Ничего не известно о его детстве, юности и обстоятельствах его прибытия в Рим, где он стал архидиаконом во времена развернувшейся вокруг Евтихия (130) полемики. В качестве папского легата он был послан на Эфесский собор (449), где сумел уцелеть во время начавшихся волнений, укрывшись в гробнице св. Иоанна Евангелиста. 19 ноября 461 года он был провозглашен преемником Льва Великого. О щекотливых взаимоотношениях с Восточной Церковью свидетельствует оставшаяся от него декреталия (папский указ), еще раз настойчиво подтверждавшая решения, принятые на Соборах в Никее (325), Эфесе (431) и Халкидонии (451), которые осудили разного рода ереси и утвердили верховенство Рима (в толковании вероучения — пер.).

В 467 году, узнав о намерении императора Артемия предоставить некоторые культовые места еретикам, папа Иларий подверг его осуждению с кафедры собора Св. Петра, и принудил императора отказаться от своего замысла. Кроме того папа вмешивался в дела Галлии и Испании, энергично внедряя там авторитет Рима. При Иларии продолжалось строительство баптистерия Латеранского собора, осуществляемое до него папой Львом и описанное в «Liber Pontificalis». Упомянем также о работах, выполненных для базилики Сан Лоренцо фуори ле Мура, и сооружении подчиненного ей маленького монастыря. Помимо этого, папа приводил в порядок многие священные места, пострадавшие от набега вандалов в 455 году.

Иларий скончался 29 февраля 468 года после шести с лишним лет папского служения и был погребен в базилике Сан Лоренцо рядом с двумя другими папами, как и написано: «Покоится близ св. Лаврентия в крипте вместе с блаженными епископами Христовыми» (Дидахе (131) 1:245).

Блаженный папа Пий Девятый (1792—1878)

Джованни Мария, граф Мастаи Феретти, родился в Сенигальи, близ Анконы, рукоположен в священники в 1819 году, был послан в Чили в качестве посредника папского посольства, где находился с 1823 по 1825 годы; в 1831 году назначен епископом Сполето, в 1832 — епископом Имола и в 1840 году — кардиналом-священником (132) церкви Свв. Петра и Марцеллина. Избран папой в 1846 году по смерти Григория Шестнадцатого.

Известный своими либеральными взглядами, папа объявил амнистию для всех политических заключенных, чем вызвал восторг и большие надежды у итальянских патриотов; в его честь проводились различные манифестации и реформистская партия сделала его своим знаменем; под воздействием общественного мнения он предоставил некоторую свободу печати, образовал Государственную консульту, муниципальную гвардию, совет министров. Обеспокоенная папскими реформами, Австрия оккупировала Феррару, но протесты Пия Девятого повлекли за собой все большее возбуждение национального духа.

В 1848 году пример других европейских государей побудил папу создать Конституцию и назначить главой Министерства своего статс-секретаря кардинала Рекки-Антонелли, бывшего одним из многих собравшихся там либералов. Однако, разразившаяся первая война за независимость и последовавшее затем решительное вторжение в Папское государство (133) близ Пьемонта привели к тому, что Пий Девятый в торжественном обращении 29 апреля заявил о своем решении устраниться от национального движения. Ясно осознав всю двусмысленность политики двух предыдущих лет, несостоявшуюся попытку введения либерализма, все более умеряемого сначала Мамиани (134) и затем Росси (135), Пий Девятый, после убийства министра кабинета Пеллегрино Росси, покинул Рим, где тотчас взяли верх радикальная и республиканская партии, и из Гаэты, где он был гостем Фердинанда Второго Бурбона, побуждал к вмешательству католические державы (Францию, Австрию, Испанию, Неаполь).

Вернувшись в Рим (в апреле 1850 г.), папа категорически отклонял всякую уступку духу нового времени и оставался глух к любому упреку со стороны Франции. Между тем были потеряны папские провинции, присоединившиеся к объединенной Италии: Эмилия (1859) и Романья, затем, в 1860 году, Марке и Умбрия; папе удавалось удерживать Рим и Сангро лишь благодаря поддержке Наполеона Третьего, но после поражения под Седаном (1870) он уже не мог рассчитывать на покровительство последнего, и 20 сентября 1870 года пьемонтские войска захватили Рим. После бесплодных протестов папа затворился в Ватикане и отказался поддерживать принятый парламентом закон о гарантиях, закрепляющих статус папского престола.

Начавший свой понтификат с надежд сочетать деятельность Церковь с идеями гражданских свобод, Пий Девятый, человек столь же страстный и неудержимый, сколь честный и благородный душой, ознаменовал свое дальнейшее правление соглашениями с абсолютистскими государствами (договор с Австрией в 1855 г.), борьбой с либерализмом пьемонтцев и безоговорочным осуждением духа современного ему свободомыслия в энциклике «Quanta cura» и приложенном к ней «Силлабусе, или Перечне главнейших заблуждений нашего времени» (1864). Другими событиями его понтификата были запрещение итальянским католикам участвовать в политической жизни, неприятие проводившейся Бисмарком борьбы за «германскую культуру» (Kulturkampf), обострившее отношения между Германией и папством, разрыв со Швейцарией и объявление о конкордате с Австрией.

Папой Пием Девятым был провозглашены догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии (1854) и догмат о Безошибочности суждения папы, принятый на Вселенском соборе в Ватикане в 1870 году.

Пий Девятый был беатифицирован (причислен к лику блаженных), вопреки противоречивым мнениям о нем, 3 сентября 2000 года.


123. Календы — в древнеримском календаре название первого дня каждого месяца.

124. Адон, архиепископ Вьеннский (ок. 800—875), монах-бенедиктинец, историк, хронист, почитается святым католической Церковью.

125. Пелагианство — учение Пелагия (теолога и церковного деятеля кельтского происхождения (ок. 360—420?)), утверждавшее полную свободу человеческой воли и способность человека собственными силами достичь совершенства, что приводило к отрицанию учения о первородном грехе и Божественном предопределении; одна из самых влиятельных ересей на Западе, осужденная на Третьем Вселенском соборе (431).

126. Кирилл Александрийский (ок. 370—444) — архиепископ, святитель, один из Отцов Церкви, богослов и толкователь Св. Писания.

127. Юлиан Экланский (ок. 385 — ок. 455) — один из ревностных сторонников пелагианства. Ок. 411 г. назначен папой Иннокентием Первым епископом Эклано (ныне коммуна Мирабелла Эклано в итальянском регионе Кампания). Отказался признать осуждение в 418 г. Пелагия и его единомышленника Целестия Карфагенским собором и римскими властями и был отправлен в ссылку, но не прекратил обмениваться полемическими сочинениями с главным своим оппонентом — Блаженным Августином, и продолжал пропагандировать пелагианское учение. В 439 г. попытался вернуть себе епископскую кафедру, чему воспрепятствовал папа Сикст Третий.

128. Так называемая Антиохийская уния 433 года восстановила общение между Александрийской и Антиохийской Церквами.

129. Иоанн Антиохийский Хризостом (Златоуст) (ок. 347—407) — патриарх Константинопольский, богослов, в православии один из трех Вселенских учителей и святителей, в католицизме входит в число 33-х Учителей (Докторов) Церкви (см. прим. 62).

130. Евтихий (378—454) — константинопольский архимандрит, основатель монофизитства — христологической доктрины в христианстве, постулирующей наличие в Христе только одной Божественной природы и отвергающей Его совершенное человечество. Монофизитство было признано ересью и осуждено на Четвертом Вселенском соборе (451).

131. Дидахе (Учение Господа, переданное народам через двенадцать апостолов) — наиболее ранний из известных (конец 1 — начало 2 века) памятников христианской письменности катехизического характера, церковного права и богослужения. В ранней Церкви причислялся к книгам Св. Писания Нового Завета.

132. Кардинал-священник — один из трех рангов кардиналов (кардиналы-дьяконы, кардиналы-священники, кардиналы-епископы) — высшего духовного лица Римско-католической Церкви, — в чьи функции входит избрание папы Римского. Кардиналы-священники возглавляли наиболее древние титулярные (приходские; см. прим. 98) церкви Рима.

133. Папское государство в то время занимало значительную территорию в срединной части Апеннинского полуострова и на северо-западе.

134. Теренций Мамиани делла Ровере (1799—1885) — итал. философ, политик и писатель; в 1848 г. с мая по август был министром иностр. дел Папского государства (до передачи власти в сентябре П. Росси).

135. Пеллегрино Росси (1787 — 15 ноября 1848) — итал. экономист, политик и юрист. Был министром юстиции в правительстве Папского государства, будучи премьер-министром, выдвинул программу либеральных реформ, навлекшую на него гнев с разных сторон. Его убийство возглавило цепь событий, приведших к установлению Римской республики (9 февраля — 4 июля 1849).

← Почитаемые святые базилики Сан Лоренцо