Первая страница Карта сайта

Два типа культур — два типа отношения человека и среды

А. С. Муратова

Мы с вами познакомились с двумя фундаментальными ценностями — постоянства и новизны. Это не означает, что в голове у человека есть какой-то «ящичек», где и находится та или иная ценность. Ученый под «ценностями» понимает интересы или цели, которые сам человек (наблюдаемый) может и не осознавать (это некая мыслительная конструкция для ученого).

Не следует думать, что когда-то была культура, в основе которой была ценность постоянства, а сейчас, в наше время, мы живем в культуре, где главной ценностью является ценность перемен. И в далеком, и в близком прошлом, и сейчас были и есть обе эти ценности, но их значение, удельный вес в обществе и жизни отдельного человека различны.

Надо иметь в виду, что один и тот же человек одновременно пребывает в разных средах (иногда говорят — ролях).

Так, например, каждый из вас живет среди близких вам людей — среди родных. С ними складываются определенные отношения, в родном доме есть свои неписаные правила, привычки, свои житейские ценности. У многих, хотя и не у всех подростков нет желания перемен в этой среде родных. А вот если говорить о дружеской среде, то желание перемен, наверное, есть у большого числа подростков. Есть еще школьная среда, среда ваших увлечений. У взрослого есть служебная среда, семейная и т. д.

В чем-то человек склонен сохранять то, что имеет, то есть привержен ценности постоянства, а в чем-то, наоборот, стремится к переменам.

Обсуждаемые нами ценности не существуют сами по себе, а влияют на поведение человека, на его отношение к окружающему — к людям, вещам, природе.

Рассмотрим несколько подробнее тип культуры, в которой господствует ценность перемен, и соответствующий ей тип личности (конечно, это некая абстракция, своего рода идеальный тип, а не конкретный человек).

В такой культуре не осуждается, а, скорее, поощряется смена образа жизни, знакомых, работы, а иногда и семьи. Каково же отношение любителя перемен — назовем его кочевником — к окружающему?

Идеальный кочевник не имеет желания и терпения углубиться в среду, у него большую роль играют сиюминутные порывы, чувства, он вряд ли будет кого-либо или что-либо долго и сильно любить. Это и понятно — ведь для него ценность заключена не в среде, а в перемене, в чем-то новом. Сама любовь у него особенная — он не станет чем-то поступаться, чем-то жертвовать. Ему нужно, чтобы его любили, ему служили. Кочевнику тяжело долго быть верным чему-нибудь, долго где-то или с кем-то жить. На работе он будет стремиться, в основном, к самореализации, к самоудовлетворению, иногда к максимальной денежной выгоде, престижу, власти. Это тоже понятно: кочевник ни к чему не привязан, он всегда сам по себе, он видит опору в самом себе. Конечно, многое тут зависит от характера конкретного человека, его воспитания, его таланта.

Нетрудно понять, что такой тип людей в чем-то полезен обществу, но может быть и очень опасен.

Ведь для него внутренним побуждением является использование окружающего, а не взаимопонимание, сосуществование, помощь.

Еще одна важная черта кочевника — это отношение к окружающему как чему-то как бы неживому. Он не считается с интересами других людей, их почти не замечает, он только использует их. К природе он тоже относится чисто потребительски. То есть само отношение к окружающему таково, что цели, интересы, собственная воля, самостоятельность, свобода окружающего для кочевника не имеют большого значения.

Идеал для него — это безропотное подчинение окружающего, отсутствие в нем живого начала, которое всегда имеет осознанный или неосознанный интерес, цель, собственную волю. Таковы ведь не только люди, но и животные, и даже растения.

Вместе с тем кочевник терпим к чужим мнениям, не осуждает других, не пытается ограничить их свободу, если ему это не мешает. Он — сторонник научного и технического прогресса.

Теперь рассмотрим противоположный тип культуры, где господствует ценность постоянства.

Идеальный представитель такой культуры — назовем его старожилом — привязан душой и телом к одному месту, к постоянной работе, он дорожит друзьями с детства. Он готов к самопожертвованию, умеет и хочет глубоко любить и верить во что-то. К окружающему, к природе он относится бережно, так как не отделяет себя от них. Он отчасти слит со средой, в которую погружен, видит в ней опору. Отрыв от сросшейся с ним среды — от места, работы, близких — для него огромная и часто непоправимая трагедия.

Вместе с тем старожил нетерпим ко всему, что выходит за пределы его среды, его культуры. Чужих он считает своими врагами, ему не претит рабство. Он осуждает новизну, равнодушен или враждебен к прогрессу.

Кочевник иногда презирает старожила, но чаще всего просто равнодушен к нему. Старожил же ненавидит кочевника, считает его врагом всего святого.

Культура постоянства чаще всего преобладала в древности, но постепенно ее стала вытеснять культура новизны.

Как соединить положительное в обеих культурах — великая задача нашего времени.

Как известно, сейчас мы находимся в преддверии экологических катастроф. Это — следствие использования природы в духе культуры перемен.