Первая страницаКарта сайта

Тема 2. Едение как сакральное действо

А. С. Муратова

Итак, мы выяснили, что едение тесно связано с культурой, служит ее выражением. Кроме того, с едением в традиционной культуре связаны очень важные жизненные ценности, религиозные представления, ритуалы.

Теперь рассмотрим, какова связь едения с сакральным — для современного человека как будто неочевидная.

До сих пор в культуре сохранились некоторые старинные обычаи, нормы и привычки в отношении к еде.

* * *

Правило есть молча («когда я ем, я глух и нем»), жевать с закрытым ртом — традиция древней культуры, касающаяся повседневного едения (пиры, праздники — это разрушение преград, выход за пределы обыденного, поэтому здесь другие нормы поведения). В чем тут дело?

Одна из главных внешних отличительных черт сакрального — его отделенность от всего остального (священного от профанного). В обычае есть молча, с закрытым ртом, степенно, вдумчиво, неторопливо, видна некая отделенность человека от внешнего мира, он находится как бы в ограде. Считалось, что постороннее чужое слово, взгляд способны нанести вред. Во время еды человек должен быть затворен. Пример сохранения древней традиции — монастырская трапеза, сопровождаемая чтением Священного Писания (замкнутость и огражденность священнодействия). Еще до недавнего времени есть на улице, на людях, считалось неприличным — так учили детей (дети — наиболее незащищенные существа, нуждающиеся в охранении). Крестьяне во время еды прикрывали рот рукой.

То, что едение имеет сакральное значение, подтверждают и обычаи приготовления пищи в специально отведенном для этого месте, часто одним и тем же человеком в семье, в отдельной посуде, подача еды в виде отдельных блюд.

* * *

Принято мыть руки перед едой. Это вряд ли можно объяснить только требованиями гигиены, поскольку известно, что некоторые африканцы, например, не моют фрукты, раньше люди ели руками, и так из поколения в поколение, и на их здоровье это никак не отражалось. Умывание вообще носило, а отчасти и сейчас носит ритуально-символический характер. Египетские жрецы ритуально омывались не менее двух раз в день. Известно также, что мусульмане символически «омывают» лицо и руки перед молитвой. У армян есть обычай: они ни с кем не здороваются, прежде чем утром не умоются.

Перед соприкосновением с сакральным человек должен быть чист, душевное очищение (покаяние) неотделимо от телесного. Этого же требовал и ритуал перехода из одного состояния в другое (поэтому покойника обмывают; поэтому приходя домой — в «свой» мир, человек моет руки и переодевается, тем самым как бы очищаясь от «чуждости»; поэтому было принято переодеваться к обеду — «обновляясь»). Между прочим, варка и жарка пищи первоначально играла роль ритуального очищения, так как здесь имеет место переход из мира животного в человеческий.

* * *

Садясь за еду, принято снимать головной убор. То же самое делают, входя в дом, церковь, на похоронах; раньше мужчина, здороваясь, всегда снимал шляпу или прикасался к ней (редукция). В древности перед царем лишь некоторым лицам дозволялось не «ломать шапки».

Головной убор у мужчин являлся знаком достоинства, социального статуса. Повергая его перед кем-либо почитаемым, человек из уважения и смирения самоумалялся. Мода не носить головного убора (в России лишь на исходе 19 века в некоторых социальных слоях) пошла от квакеров, не носивших шляп. У женщин платок играл другую роль, являясь прежде всего покровом и оберегом, поэтому его не снимали.

Обычай снимать головной убор во время еды свидетельствует о том, что к трапезе относились с почтением, как к священнодействию.

* * *

Благословение пищи означает связь еды с более высоким уровнем сакрального. Традиционно считается, что все земные блага дает иной мир, поэтому к нему обращают молитвы о ниспослании их и благодарения.

Сейчас в некоторых семьях еще остается в качестве «нормы приличия» правило есть чинно, степенно, «со значением» (как бы в присутствии чего-то важного, почитаемого); жевать на ходу и болтать «неприлично».

* * *

Украшение еды и стола — тоже выражение особой выделенности трапезы. Сакральное — особо почитаемое — принято украшать; украшение — это приношение иному миру.