Первая страница Карта сайта

Многофункциональность культурных объектов

А. С. Муратова

Разберем подробнее три основные культурные функции, присущие названным выше объектам. Подчеркнем при этом, что каждая из этих функций сама по себе является ценностью.

1. Знак принадлежности

Объект, наделенный этой функцией, служит своего рода свидетельством того, что имеющий или почитающий этот знак принадлежит к определенному сообществу, или субкультуре, обладает какими-то правами.

Например, человек, носящий нательный крест, совершающий крестное знамение или выражающий свое уважение к кресту, принадлежит к сообществу христиан и христианской субкультуре. То же самое можно сказать об иконах.

Сегодня знаками принадлежности к обеспеченному слою людей служат дорогие и модные туфли, определенные виды одежды, определенные виды модной бытовой техники.

Знак принадлежности можно рассматривать как способ ограждения данной субкультуры от всех прочих. В молодежной среде немалую роль ограды «своих» от «чужих» играют приветствия, лексика, жесты, не говоря уже о внешнем виде, татуировках и кумирах; в роли знака принадлежности выступает и определенный музыкальный стиль.

Итак, знак принадлежности — это функция, пассивно оберегающая субкультуру или сообщество от посторонних.

Еще можно сравнить такой знак с тестом или паролем.

Знак принадлежности — один из важнейших культурных объектов во все времена.

2. Оберег (активно-оберегающая функция)

Эта функция особенно характерна для древности, но встречается и сейчас.

В древней Руси иногда носили так называемые змеевики — медальоны с изображением змея, а чаще с изображением змея, поверженного святым (Георгием, Феодором Тироном). Поверженность означает, что змей находится в нашей власти, и теперь может нам служить в отгнании других змеев и заключенных в них злых духов (подобное побеждается подобным, «клин — клином»).

По христианским воззрениям, активно-оберегающей, то есть отгоняющей врагов, силой обладает крест. О сходной роли икон раньше говорилось.

В молодежной культуре к такому средству прибегают, когда эпатируют взрослых, отталкивая, как бы отпугивая их своим оскорбительным, с их точки зрения, внешним видом или поведением. Впервые к этому прибегли, по-видимому, панки. Достаточно вспомнить любимые ими образы вампиров и люциферическую символику многих групп.

Знаки принадлежности и обереги часто носят характер...

3. украшений;

имеют, с точки зрения их носителей, художественную ценность.

Признание за этими вещами именно художественной ценности редко выходит за пределы определенной субкультуры.

Например, вряд ли большинство людей ценит излюбленную молодежью металлическую фурнитуру. То же относится и к игре многих ансамблей.

Но ведь и за иконой художественную ценность признают не очень много людей.

Во всех этих случаях те или иные вещи воспринимаются как красивые, эффектные не столько потому, что они отвечают каким-то извечным канонам красоты, сколько потому, что являются отличительными чертами определенной субкультуры. Именно она — эта субкультура — в целом почитается ценностью для ее адептов, чем-то даже священным, и вот эта ценность распространяется на все то, что свойственно этой субкультуре.

К этому прибавляется и то воздействие, которое знаки оказывают в силу их происхождения из очень глубоких и древних тайников души и сновидений. Таковы металлические детали, связанные с кровью, волосы, кожа, образы змей, наконец, некоторые звуки и ритмы.

Итак, мы познакомились с широким классом традиционных культурных объектов, то есть таких объектов, которые очень долго играют заметную роль в культуре.

Изучение этих объектов позволяет нам сформулировать следующий важный закон культуры:

чем больше жизненно важных функций имеет культурный объект, тем дольше он живет в культуре (то есть обладает исторической устойчивостью).

Это происходит потому, что ослабление или даже отмирание части функций еще не означает культурной смерти объекта.

Обычно же при отмирании какой-либо функции усиливается другая. Отсюда еще один закон:

культурная эволюция многофункциональных объектов состоит в том, что одни функции ослабевают вплоть до отмирания, другие же сохраняются и усиливаются (к ней переходит своего рода культурная энергия объекта).

Например, ослабление или исчезновение активно-оберегающей функции иконы в восприятии нерелигиозной среды привело к усилению художественного значения иконы.

Еще одна важная причина исторической устойчивости многофункциональных культурных объектов связана с тем, что эти объекты привлекают к себе много разных людей.

Вспомним, что мы начали с таких глобальных ценностей, как

Мы рассмотрели традиционные объекты, обладающие несколькими ценностными функциями и в целом значительной ценностью. Происходит как бы сложение ценностей. Именно это и придает этим объектам постоянство в культуре. Постоянство как ценность имеет по сравнению с ценностью указанных объектов как бы более высокий ранг.

Надо иметь в виду, что ценности неравноценны: есть более общие, более важные и менее общие, менее важные.

Например, прически или одежда как ценность в какой-нибудь молодежной субкультуре менее значимы, нежели чувство принадлежности к этой субкультуре. Таким чувством мы особенно сильно дорожим, то есть оно оказывается ценностью более высокого порядка, нежели, скажем, прическа. В молодежных субкультурах чувство принадлежности проявляется очень сильно во время выступлений музыкальных групп, на тусовках, в общении.

Конечно, здесь речь идет о действительно достаточно прочных и замкнутых субкультурах, члены которых объединены не только прической и одеждой, а еще и какими-то чертами единого отношения к миру, к людями и т. п. К таким субкультурам можно отнести культурное своеобразие семьи, рода, народа. Чувство принадлежности здесь часто играет роль высшей ценности. В этом чувстве большое значение имеет ощущение опоры.