в некоторых племенах женщина не допускалась в дом во время приготовления пищи, не имела права подходить к огню, на котором готовилась еда для мужчин (на отдельном огне); за нарушение полагалось суровое наказание;
пожилые хозяйки не впускают мужа на кухню во время готовки, четко разделяют обязанности по хозяйству на мужские и женские, осуждают мужчину «в фартуке у плиты»*.
в некоторых племенах во время инициации юноша не должен есть пищу, приготовленную женщиной;
в старой России (до 18 века) мужчины ели отдельно от женщин; она только подносила блюда и уходила (когда в конце 18 века Петр Первый ввел так называемые ассамблеи — совместные балы и угощения для мужчин и женщин по образцу западноевропейских, — это было воспринято как попытка разрушить традиционную культуру);
в Средней Азии, на Кавказе, в странах Востока до сих пор кое-где сохранился обычай раздельного едения.
Разная еда
еще не так давно «неприличным» для мужчины считалось есть сладости, мороженое (это детское баловство и «женская слабость»);
«неприлично» для женщин считалось употреблять крепкие напитки, участвовать в общих пирушках.
Раздельное житье
существовали мужская и женская половины дома;
в мужские клубы женщины не допускались;
обычай девичьих посиделок (в «Тарасе Бульбе» — девки-прислужницы, завидев молодых панычей, «соблюдают женский обычай»: вскрикивают, закрываются рукавом, убегают) и «мальчишников»;
ограждались территории мужских сообществ ( в том же «Тарасе Бульбе» даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина);
мужчина, отправляясь на охоту, на войну, в поход, не должен был общаться с женщиной.
Раздельное моление в церкви
До сих пор в монастырях на службе мужчины стоят с правой стороны, а женщины слева.
Раздельное обучение
До революции существовали кадетские корпуса, закрытые пансионы, институты благородных девиц; после Великой Отечественной войны была предпринята попытка ввести раздельное обучение.
* Повар — лицо сакральное, имеющее связь с иным миром. В древности он исполнял языческий обычай — занимался приготовлением жертвенной пищи (жрать — от жертвы). В разных культурах и в разные эпохи бывало по-разному, но не случайно чаще употребляют слово «повар» мужского рода, и до сих пор лучшими профессиональными поварами считаются мужчины.
В поздней культуре отношение к повару двойственное: с одной стороны, в русле общей десакрализации прежних понятий, это персонаж «кулинарного техникума», являющийся предметом насмешек (между прочим, кулины — у римлян сооружения, где приготовлялась и сжигалась предназначенная в жертву пища для умерших). С другой стороны, повар, как руководитель некого священного пищевого действа, вызывает особое любопытство и интерес. Кок на корабле — всегда одна из центральных фигур, он знает диковинные байки, вообще необычен. В древних литературных источниках часто встречается фигура повара, как особенного, наделенного таинственной силой и властью персонажа (см. Житие Евфросина-повара, Житие Бориса и Глеба, сказку о Карлике-Носе)