Первая страницаКарта сайта

Символы (культурные метафоры) в древнерусской культуре и литературе

А. С. Муратова

В своей творческой и повседневной деятельности человек устанавливает разного рода связи между вещами и явлениями в природе и обществе.

Человек тем многостороннее, культурнее, чем больше он обладает пониманием этих связей.

Понимание мира и человека тем многостороннее, глубже и полнее, чем больше постижение, выявление связей между вещами и явлениями. Видение во всем окружающем связей дает полноту понимания отдельных вещей и всего мира в целом.

* * *

Существует по крайней мере два вида связей: по внутренней природе вещей (физическая, химическая) и символическая.

Символы служат важными культурными скрепами, охватывающими человеческий быт, хозяйство, общественную жизнь, политику — мир человеческий, и природный мир, и мир иной.

Символы (метафоры, аллегории, иносказания) играют огромную роль в художественной литературе; без выявления и понимания их языка невозможно понимание литературы, искусства. «Наиболее общая скрепа, которая связывает начало и конец „Слова о полку Игореве“, — это солнечный свет... В „Слове“ обнаруживаются скрепы очень частые, иногда крайне слабо обозначенные, но тем не менее вполне реальные и воздействующие на читателя в малых дозах» (Лихачев Д. С. Художественное единство «Слова о полку Игореве». В кн. «Великий путь», М.: 1987. С. 241—258).

Символ сегодня — это зачастую просто формальный знак (герб, флаг — символ государства) или средство выразительности в языке (в литературе такой вид связи между словами и образами называется метафорой).

В древней культуре символ — это нечто гораздо более глубокое и сущностное, и связь его с объектом более серьезная и внутренне оправданная, чем мы это сегодня понимаем. Как бы ни были разнородны и внешне несхожи символ и соединенный с ним объект или явление, что-то общее между ними все же есть.

Символы возникли не по человеческому произволу, не случайно; их происхождение уходит вглубь веков.

Как правило, символ больше говорит чувству, интуиции, подсознанию, нежели рассудку.

Символ в культуре — это выражение какого-либо явления или вещи в иносказательной форме, близкой нашим чувствам.

Символы обычно выполняют в древней культуре функцию соединителей — они соединяют кого-либо или что-либо с миром божественным, иным миром.

Есть центральные, всеобъемлющие символы — огонь, вода.

Вода

Водная стихия (как и вообще природная жизнь) как-то связана с людьми, их судьбами.

В старинных мифах, преданиях, былинах реки почитались то ли богами, то ли мифическими богатырями (Нил в Египте, Ганг в Индии и др. почитались священными, изображались в виде божеств; ср. изображение «духа» реки Иордан в виде маленького человечка на иконах «Крещения Господня»). Разного рода древние предания тесно связаны с реками, вблизи которых издавна селился народ. В русском фольклоре река Волга называется матушкой, как живое существо, со своей волей и характером, властительница и хранительница одновременно.

Поэтому зачерпнуть шлемом воду из реки (в «Слове») имело далеко идущий смысл: это означало приобщение к силе реки и ее покорение, а также овладение тем пространством, которое находится за рекой.

Вода — это один из первоэлементов, стихия воды почиталась главной. Ведь землю можно обработать, от ветра укрыться, а водная стихия почти всегда сильнее человека, это самая грозная стихия (она сравнима лишь с огнем).

Чтобы утихомирить бурю на море, бросали в воду людей — приносили жертву, дабы умилостивить божество. Легенда о Садко сохранила для нас следы этого обычая. Об этом же поется в старинной песне о Стеньке Разине: он бросает персидскую царевну «в набежавшую волну», хотя причина его поступка приводится иная — все-таки это уже 17 век. В Библии есть рассказ о пророке Ионе. Имеется и прямой исторический факт: в 4 веке византийская царица Елена перевозила по морю из Палестины в Константинополь Крест, на котором когда-то был распят Христос; когда же поднялась буря, то был выброшен за борт человек (возможно, преступник).

Итак, водная стихия считалась живой в прямом смысле этого слова и символом жизни. В сказках встречается мертвая и живая вода: первая обычно сращивает у умершего порубленные части тела, а живая возвращает ему жизнь.

Реки считались дорогой в иной мир. Поэтому умерших пускали в ладьях по течению; такой обычай до сих пор существует в некоторых местностях в Индии. Поэтому же, во времена Владимира Святого, свергнув деревянных идолов, которым киевляне раньше поклонялись, их сбросили в Днепр. Пришедшие в ветхость иконы не уничтожали, а пускали по воде.

Согласно Библии, рай окружают райские реки. В русских (и не только) народных сказаниях рай отделен огненной рекой и грешник не может ее перейти (ср. волшебные сказки). В древнегреческих мифах загробный мир отделен от нашего подземными реками. Очень часто тамошний мир виделся в океане. Таковы острова блаженных у греков.

В христианской литературе вода, река, озеро — символ жизни, а также христианского учения. Проповедник 12 века Кирилл Туровский называет Христа «животным (т. е. живым: живот — жизнь) озером», а святых «реками разумного рая». В Похвале князьям Борису и Глебу они названы потоком, текущим от колодца живоносной воды, которая исцеляет верующих. О княгине Ольге говорили, что она как губка впитывала в себя христианское учение.

Вода играет огромную роль в обрядах и таинствах православия. Воду освящают, а затем кропят ею людей, вещи, дома для ограждения их от нечисти. В воде крестят, т. к. прохождение через воду у многих народов, в том числе и нехристианских, рассматривается как прохождение через иной мир, где человек обретает новое состояние, мудрость и силу.

О воде можно еще многое рассказать — такой это распространенный и емкий символ. Разумеется, в древности люди прекрасно были осведомлены о практических свойствах воды: водой утоляют жажду, моются, по воде иногда легче передвигаться, чем по земле... Но насколько же богаче были у них представления, чем у современного человека!

В «Слове» есть такое место: когда половцы наступают, реки мутно текут. Мутная вода — это символ половецкого наступления, т. е. поражения русичей (ср. в сказках: мутнеет или подергивается кровью вода, оставленная в кринке героем, значит, с ним случилась беда).

Вспомним еще одно сравнение: бурное море изображает жизнь, полную волнений и невзгод. Мутные реки и бурное море — это символы; поражение русских и бедственная жизнь — явления, связанные с символами. В этих примерах водная стихия как бы связана с людьми — так и полагали в древности.

Природа и человек мыслились глубоко связанными. Считалось, что природные стихии руководимы божествами, а потому воздействуют на людей, а отчасти и наоборот: люди могут воздействовать на стихии, призывая божества. Что касается божеств, то в дохристианскую эпоху их представляли тесно связанными с предками.

Природа страдала и радовалась вместе с людьми. Когда князь Игорь разбит, клонятся трава и деревья («никнет трава от жалости, а дерево с тоскою к земле приклонилось»), Ярославна обращается к природным стихиям (ветру, реке, солнцу) с призывом разделить ее горе.

Все это оказывается возможным еще и потому, что солнце, вода, воздух, растительность наполнены особой жизнью, сродной с человеческой. Так понимали природу древние. В древнем христианстве было такое же понимание, хотя и не у всех. Древнерусский человек видел в разных вещах не столько различие, сколько общее. Между людьми и природой общее — это их, если можно так выразиться, живость. Это понималось не просто умом, теоретически; так чувствовалось и ощущалось. Река движется, волнуется, блестит на солнце, а солнце обдает нас светом и теплом, которые нам так необходимы и приятны; ветерок шумит, играет листвой, и она трепещет... Разве все это отделимо от нашей жизни, разве не живое?..

Огонь

Огонь связан со множеством разнообразных явлений и вещей в мире божественном, природном и человеческом и каким-то образом объединяет их. Исключительная роль огня в древних культурах связана с тем, что это символ, до краев наполненный всевозможными отсылками, связями, намеками: огонь соотносится с неприступностью, очищающей силой, непереносимым болевым воздействием, мифологическими змеями и драконами, опьянением, пищей, небесными телами, грозой, божественным присутствием и т. д. Огонь тесно связан с родом и семьей — через постоянно поддерживаемый огонь очага, теплоту крови и другие интуитивно постигаемые вещи. Он связан и с духовной преемственностью: в монастырях, в прежние времене на могилах, в некоторых церквах и у икон принято держать «негасимые лампады». Близость к огню выделяет людей среди прочих и наделяет их особыми качествами: таковы женщина — хранительница очага; в сказках — Золушка, Иван Запечный, Емеля и пр.; кузнец, трубочист. Огонь имеет божественную природу, но и у Бога, как мы знаем из Библии, иногда проявляется огненная природа.

Солнце как культурный символ царя/князя

Солнце

В дохристианскую эпоху существовало убеждение, что солнце непосредственно связано с потусторонним миром — миром божеств, предков, миром нечеловеческим, могущественным и грозным (грозный — не только наводящий страх, но и творящий справедливость: «справа» — суд; царь — «как Божия гроза» (Пушкин)).

Когда солнце закатывалось за горизонт, думали, что оно уходит в подземный мир или его съедает злая сила мрака. Каждую ночь бог солнца Ра (Древний Египет) плывет по подземному Нилу в глубины земли, где борется со змеем Апопом, одерживая под утро победу, чтобы на следующую ночь бороться снова.

У некоторых древних народов само солнце почиталось как божество. Обычно такое представление имело место, когда особа царя очень высоко чтилась и была в высшей степени священной.

Царь

У древнего народа хеттов (Малая Азия) царь именовал себя «мое солнечное божество» и объезжал свои владения подобно солнцу с востока на запад.

Правители империи инков в Южной Америке (до прихода туда европейцев) считали себя детьми солнца.

Япония — «страна восходящего солнца», а император — сын солнца.

В русском фольклоре распространено сравнение князя с солнцем.

В древнерусских книгах сравнение князя с солнцем вполне обычно, а заход солнца или его затмение сопоставляется с болезнью князя, поражением в бою или смертью (ср. князь Игорь в «Слове»).

Любящие люди иногда говорят друг другу «солнышко», «золотце», а это характерные символы и царя. А почему эти символы перешли в бытовую среду, станет понятнее, если вспомнить, что в старинных обрядях венчания молодых величали «князем» и «княгинею», так как они — основатели нового рода, а князь/царь считался более других близким иному миру, приобщенным к предкам — основателям рода.

* * *

Все значимое, ценное (священное) в этом мире имеет образец в мире ином.

По своему воздействию на человека солнце и царь близки. Солнце — иномирно, потому что недоступно (священное всегда отделено), хотя и зримо (в отличие от христианских представлений о природе иного мира). Оно идет постоянным путем: неизменность — признак иного мира. На солнце нельзя прямо смотреть (отделенность священного). Оно животворит, от него зависят жизнь и смерть человека и природы.

Теми же признаками наделена власть: недоступность, неизменность (ритуальность), животворящая сила (царь в древности — повелитель природных стихий; царь «все может», отсюда «он во всем виноват»: неурожай и голод в течение ряда лет в начале 17 века на Руси связывали в народе с виной царя Бориса Годунова).