Первая страницаКарта сайта

Еще несколько слов об Итальянском Ренессансе. В соответствующей заметке (см. «Об Итальянском Ренессансе и его миросозидательной сущности») мы утверждали, что подлинным, хотя и не всегда осознаваемым, стимулом возрожденцев к художественному, философскому, культурному созиданию было выстраивание «третьего мира» — некой проекции на здешний мир мира божественного. Этот «третий», «промежуточный» мир должен был стать необходимой ступенью при обращенности человека к Богу. Ведь не может человек, погруженный в земную «юдоль», с ее запутанными страстями, плоскими потребностями, со всей ее неправдой и нечистотой, взывать к чистейшему Свету и высшему Благу. Да, необходимо пройти через нечто междумирное, чтобы подняться душою к занебесным чертогам. Для того служит и очищающее покаяние, и церковное благолепие, где легче молиться.

Но разве до этого, то есть в так называемые средние века, не было храмов, религиозной живописи и пластики, глубокой философии и литературы? Конечно, все это было, и функция их, в принципе, состояла в той же необходимости подняться хотя бы еще на одну ступеньку, приподнявшись от мира сего туда, к Богу. Но те, кого мы называем возрожденцами, усмотрели образец совсем в другой эпохе — в античности. Творцы античности создали прекрасный мир, приподнятый над землей и, как им казалось, соприкасавшийся с Истиной, Добром и Красотой. Но те люди еще не знали Христа, только предчувствовали Его приход. И вот, творцы эпохи Ренессанса, теперь могли, наконец, создать идеальный «промежуточный» мир, увенчанный спасительным Крестом. Удалось ли им это? Нам кажется, что да — ведь и сейчас, попадая в Италию, чуткий человек не может не ощутить дыхания вечности и Божьего присутствия...

Что же до античности, то люди той эпохи несомненно чувствовали бурлящую в неких глубинах пракультуру, представляя ее то шевелящимся Хаосом, то открывая в древнейших мифах и первых божествах. Эти люди понимали, что прямое общение с этими страшными силами смертельно опасно, и поэтому они над бурлящей бездной выстраивают светлую, солнечную Культуру, уже с иными, олимпийскими, божествами — и можно без всякой уклончивости сказать, что это был подлинно прекрасный мир, достойно, несмотря на все его заблуждения, встретивший Христа...

См. также: