Первая страница Карта сайта

Государство как культурно-исторический феномен. Изучая исторические пути формирования государств, мы вновь замечаем, что решающую роль при этом играет заимствование древнейших установок пракультуры. Удивительно, насколько неизобретательно человечество, насколько, из тысячелетия в тысячелетие, из века в век, мутирует и омолаживается в нем, казалось бы, давно почившая древность, причем на самых главных направлениях общественной жизни. Но что есть, то есть, — к сожалению или к счастью.

«Образцовый» патриархальный кровнородственный коллектив соблюдал свойственные ему обычаи, при определенных условиях допускал в свой замкнутый круг чужих женщин, чтил предков (здесь понятие «образцовый» употребляется как образец, используемый при исследованиях). Как писал летописец Нестор, «Живяху кождо со своим родом и на своих местех, владеющих кождо родом своим». Таким образом, главное в кровнородственном сообществе — это изоляция. Далее, как пишет, перечисляя славянские ветви, тот же Нестор, «Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав» (в различение понятий рода и племени здесь вникать не стоит). Вот эта своеобычность древних сообществ, за которую они держались, не в последнюю очередь и обеспечивала изоляцию и, вместе с тем, сама изоляция создавала условия для сохранения своеобычности, а также ее углубления и цельности.

Однако, как бы ни пеклись о своей замкнутости эти сравнительно небольшие сообщества, неизбежно происходило распадение преград — в этом направлении трудилось множество факторов: невольный инстинкт подражания, заимствование у чужих чего-либо очень нужного, включение чужеродных женщин, вынужденное объединение сообществ в целях защиты, да и просто увеличение их численности, ведшее к захвату уже населенных новых земель (войны — самый скорый путь к усвоению чужих культур). И если взглянуть на историю человечества с этих позиций, нельзя не заметить, с древности до наших дней, двух глобальных тенденций: разрушения изоляции сообществ и хотя бы частичного восстановления изоляции новых сообществ.

Последнее по историческому времени сообщество, пытающееся самоизолироваться, — это государство, особенно национальное, а в еще большей степени — жестко централизованное. Подобно тому, как древний оседлый род всеми силами старался не отдавать чужакам свою землю, старался приукрашивать и возвеличивать своих предков, свои обычаи и нравы, тем же самым озабочено государство. Еще совсем недавно во главе всех государств стояли княжеские, королевские и царские роды, что совпадало с той же структурой власти в родоплеменных сообществах развитого типа. И даже республиканская форма правления с выборными властями была изобретена опять-таки еще в родоплеменных образованиях. И точно так же, как современное государство приблизительно копирует или имитирует родоплеменные установления и пусть и неполную замкнутость, оно — государство — не может слишком долго избегать фактического растворения культурной своеобычности своего населения в чужих культурах и дырок в своих границах.

Что тут еще прибавить? — разве что так:

Ткут пряжу Мойры и снует челнок:
Победу празднует то Гог, а то Магог.
Смеется Древность и в обиде Рок:
Бедняга в повтореньях изнемог!
Вот так мы мечемся в своей берлоге,
А смерть вселенская застряла на пороге...

См. также: