Первая страница Карта сайта

Кого считать человеком? Появление социального института рабства, возможно, было связано с одомашниванием и использованием животных. Раба считали не человеком, а разновидностью животного, и к тому же исключительно полезной, — ведь раб мог исполнять любую работу! С возникновением рабства войны, помимо радости победы, грабежа и присвоения святынь, приобретали дополнительный смысл — они поставляли рабов, и благодаря этому, стали давать, наконец, материальную и долговременную пользу. А завоеватели могли избавиться от тяжелого и грязного физического труда, который, по понятиям древности, свободному человеку не приносил ни славы, ни уважения. Стоит заметить, что к рабам, как правило, относились равнодушно и если их наказывали, то без гнева — что взять с животного?

Но почему же раб не человек? Современное гуманистическое и христианское представление о человеке является изрядным обобщением. Древние мыслили более конкретно: человек — это тот, кто принадлежит твоему роду, племени, сообществу, кто говорит на твоем языке, у кого сходный с твоим образ жизни, и чья внешность не слишком отличается от твоей. Такое представление о человеке держалось очень долго, да и сейчас оно в какой-то степени живо. Матерый уголовник и добропорядочный гражданин наверняка считают друг друга недочеловеками. Вряд ли считает людьми свои жертвы террорист. А разве отношение к другим народам, к другим социальным и культурным слоям, богатых к бедным и бедных к богатым всегда предполагает отношение человека к человеку? Пока в людском воображении существуют «недочеловеки», полностью не изжить ни ненависти, ни агрессивности, ни эксплуатации, ни рабства...

См. также: