Первая страницаКарта сайта

Существует ли потусторонний мир?

Ответа нет на наше вопрошанье —
Есть лишь мечта и обещанье...

О природе — ее загадочной прелести и божественном величии — исписано множество поэтических и прозаических перьев, и что же тут еще прибавить... И все же. Сейчас весна, холодноватая, обманчивая, но никуда она не денется — солнышко заставит. Взгляните на зеленеющие деревья, вдохните их с каждым днем набухающий запах, взгляните так, чтобы заодно с кронами увидеть сквозь ветки хотя бы кое-где голубеющее небо, — и, может быть, вы ощутите, что вместе со всем этим, но как бы и за этим присутствует нечто безмолвное, прозрачное, иное, невидимый, невещественный, но и бесспорный мир, всему дающий истинный смысл и веру в бесконечность жизни...

Мало ли что вам взбредет, что померещится и покажется, если вам делать нечего, — скажет не только шибко деловой, но почти что каждый. Ибо люди, в подавляющем большинстве, верят в то, что можно непосредственно увидеть, услышать, пощупать, ну, и в то, во что они хотят верить. Ведь даже очень многие, усердно посещающие церковь, делают это не потому, что их там касается божественное дыхание, выплывают из икон тонкие видения и прочее в таком роде, а потому, что есть именуемое храмом замечательное сооружение, в нем есть уставленный иконами и расписанный интерьер, звучат старинные песнопения, колеблются желто-голубые язычки свечей и т. п. — есть, коротко говоря, возвышенный мир, облеченный тем не менее в вещественные формы.

Испокон веков таинственно-божественное наделили конкретными образами, а иногда и указали место, где ему следует пребывать: на небе, в горах, за синими морями, на дальних островах... Но бывает и так, что божественное, и более широко — духоносное — явственно обнаруживают, соприкасаясь с любой вещностью, предметностью, будь то дерево, камень, небо, река, что-то вполне домашнее. В дохристианские времена, в эпоху первоначальных открытий невещественных или полувещественных реальностей, мир вдыхает и выдыхает множество духов, в нем прикровенно, а то и открыто живут боги и предки. Особые места, где они любят находиться, назначаются попозже, к примеру, Олимп и подземное царство теней. Европейское средневековье твердо верит в отдельно существующие миры Бога и сатаны, но, вместе с тем, и Тот и другой причастны этому миру во всех его подробностях и проявлениях.

А нынче учительное христианство отвергает прямое наличие потустороннего в сем мире, а ежели кто желает с Богом встретиться еще при жизни, то пусть устремляется молитвой за границу здешнего мира — туда, где «нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная». Получается так, что окружающий нас мир теперь утерял или почти утерял духоносность... Развитие естественных наук, долгая борьба с поклонением природе и ее «покорение», борьба с многобожием дали свои плоды: здешний обездушенный мир отныне представляется едва сопротивляющимся, можно сказать бессильным трупом, с которым обращаются как с мертвой субстанцией, а живые во вселенной только мы, наши собачки и кошечки, еще кое-что, и Бог (православные и католики к Нему присовокупляют святых, ангелов, Божью Матерь). А коль скоро это так, то совсем недолго осталось ждать полного уничтожения «падшей твари»...

Впрочем, это взгляд христиан, не всех, конечно, но «правильно верующих», ну и не совсем точно описанный, но в общем именно такой. Остальная часть человечества — кто во что горазд, а многие вообще озабочены лишь обустройством жизни, у кого трудной, у кого не очень. Потустороннее для них только на экране и в книжонках — среди ужасных монстров, вампиров, оживающих мумий, привидений. Возможно, это последние реликты прежних мировоззрений и мирочувствий. Однако не исключено, что вся эта экранно-книжная фантасмагория есть та новая форма, в которой современные люди готовы принимать существование потустороннего. Эта форма удобна и тем, что не требует серьезной веры, церковного благочестия, а так: поигрался эмоциями и как будто забыл. Небезынтересно и то, что «новое потустороннее» населено почти исключительно страшилами и страшилками — эдакое царство бесовское. Тут есть над чем подумать, что мы и предоставляем нашим пользователям. Так существует ли потустороннее?.. Информации к размышлению достаточно.

См. также: