Первая страница Карта сайта

Самолюбие как охрана индивидуальности. Вряд ли найдется много таких, кто признается, что любит себя. Не признается отнюдь не потому, что самолюбие считает пороком, и не хочет себя разоблачить. Скорее всего, большинство людей вообще не осознает в себе сей черты. В то же время беремся утверждать, что каждый человек так или иначе самолюбив, но проявляется это косвенно — в мыслях, чувствах и поступках, которые обычно таковы, что обнаружить в них истинную подоплеку — самолюбие — не так просто. Само слово — самолюбие — неясно и двусмысленно, поскольку «любовь» — понятие слишком широкое и чаще всего прилагается к чему-либо отличному от нас самих. В действительности, если выражаться достаточно точно, речь должна идти об инстинкте самосохранения, который у людей претворяется в средства ограждения от внешнего вмешательства, в том числе острая реакция на них. Самолюбие реализуется и в самоугождении. Иными словами, то, что называют самолюбием, — это стремление отстаивать свои интересы, свои ценности и избегать того, что для данного индивида неприемлемо (вредно, оскорбительно, противоречит его морали и культуре). В сущности, это не что иное, как большая или меньшая изоляция самости, бережение психики, а в какой-то мере и тела. Во многих обществах, особенно прежних, самолюбие осуждается как порок и грех. Это те сообщества, где сплоченность, солидарность выступают как высшие ценности. Вместе с тем в таких сообществах не меньшей ценностью являются средства изоляции (культурный иммунитет) от других сообществ.

Забота об индивидуальном теле осуществляется хорошо известными способами, а бережение психики обеспечивается присущим ей механизмом восприятия и понимания чего-либо нового. Этот механизм устроен таким образом, что новое впечатление (сообщение, информация) принимается психикой в свое «лоно» в том случае, если оно, впечатление, не составляет слишком большого контраста с наличным психическим содержанием. Чем меньше с ним сходства, сродства у нового впечатления, тем меньше у него шансов обогатить психику (собственное Я; об этом понятии и психических механизмах см. рубрику «Индивидуальность, личность»). Благодаря описанному механизму имеет место устойчивость, «самотождественность» индивидуальности, ее плавное расширение, сохранение своих ценностей. Сбои указанного механизма приводят к неврозам, вообще патологиям.

См. также: