Первая страницаКарта сайта

О двух противонаправленных тенденциях в мировой истории. Все то, что мы называем миром или бытием, посылает нам свои весточки и, много или мало, влияет на нас. Осмысленна весточка или нет, она всегда облекается в душевно-духовные формы, задаваемые культурой и жизненным опытом. Эти весточки могут иметь материальных (физических, вещественных и т. п.) носителей, но и каких-то иных. Мы вправе назвать эти весточки духами, поскольку они занимают какое-то место в нашей душевно-духовной жизни. А то, что при этом нам придут на память духи, фигурирующие в мифологиях, «первобытных» культурах и религиях, не беда: такого рода мировоззрение и мировосприятие, на наш взгляд, в некоторых отношениях гораздо шире и глубже тех знаний, которыми располагают современные науки относительно всевозможных влияний на душевно-духовную жизнь.

Культуры время от времени старались пресекать, сужать, канализировать те или иные влияния, преграждать адекватное восприятие тех или иных духов. Наряду с упорной тягой людей к умножению контактов с миром, культуры и религии прямо или косвенно действуют и в противоположном направлении. Вероятно, первой их жертвой были духи «чужих» (берем в кавычки, так как это очень широкое понятие). Затем ограничивалось общение между разнополыми и разновозрастными. Следующей жертвой стали животные, растительный мир, вообще Природа вместе с разного рода божествами. Потом умершие. Очередь дошла и до Богообщения. Периодически отвергается и осмеивается опыт и достояние прошлого, старины, древности. В то же время необычайно раздуто значение псевдодухов будущего: всяческие проекты, фантазии, предсказания. Все это придумывается, чтобы заглушить подлинных духов будущего, которые наводят только страхи, ибо будущее — это Ничто, как смерть.

Рассмотрим все это чуть подробнее.

Об избегании инакого и запретах общения с «чужими», то есть людьми иной родовой, племенной, расовой, социальной, культурной, религиозной, политической основы, известно испокон веков, и в виде требования или как нечто желательное наличествует почти во всех культурах и религиях. Позже это перенеслось на уровень государственных законов, и стойко держится в житейских правилах. Вероятно, всем это хорошо известно, так что подробности тут излишни. Заметим лишь, что нет дыма без огня: возникающие при общении с «чужими» их влияния, их духи на самом деле нередко деформируют представления о жизненном мире, культурно обусловленное поведение и обыкновения тех, кто подвергся подобным влияниям. Что грозит потерей стабильности существования, о чем пекутся культуры и устоявшиеся религии. Другое дело, что опасности подобного типа обычно преувеличиваются.

Общение между мужчинами и женщинами никогда не было вполне свободным. Те и другие оберегали свой образ жизни, свои субкультуры. Фиксация этого в разного рода установлениях, как многим сейчас кажется, часто была чрезмерно жесткой, но это все же нельзя расценивать в современном смысле — как нарочитую дискриминацию, заведомое унижение женщины и т. п. Наиболее устойчивым способом минимизации контактов между полами был и остался брак, моногамный или полигамный: за пределами брачного сожительства осуждалось и даже каралось не только интимное, но и всякое мужеженское общение. Так было в средневековой России и нынче сохранилось в мусульманских странах. Особенно строго соблюдается разделение в религиях: в исламе и иудаизме женщина и мужчина не могут совместно публично молиться; в христианстве существует разделение в монашестве.

Как известно, каждая возрастная группа, особенно до достижения зрелости, живет в мире свойственных ей представлений, интересов, обыкновений, языковых особенностей. Во всех странах законодательство ограничивает некоторые права и участие в общественной жизни до определенного возраста. В древности обычаи и законы были более суровыми. Таким образом, начиная с некоторой планки, находящиеся ниже ее возрастные группы все меньше и меньше контактируют с жизненным миром.

Теперь о характере отношений людей с Природой. Стоит заглянуть в любую книжку с описанием религии и быта древних народов и современных, живущих в глухомани и на отшибе цивилизации, народностей и племен, мы обязательно наткнемся на обычаи взаимопонимающего общения с деревьями, камнями, реками и озерами, животными и т. д. Ведущую роль в таковом общении играют духи, так или иначе связанные с природными объектами. По-европейски образованные люди уже давным-давно сочли это суевериями. В естественных и гуманитарных науках царит твердое убеждение в том, что флора годна лишь для снабжения атмосферы кислородом, а вместе с фауной для пищи, ну, еще, может быть, для любования, забав. Сугубо утилитарно сейчас и отношение к прочим природным объектам. Несколько мягче отношение к домашним животным. Христианство, иудаизм и ислам наложили запрет на общение с природными духами и с так называемыми языческими божествами.

Умерших полагается вспоминать (поминать), но непосредственное общение с их духами всегда старались подсократить и ритуализовать. В христианстве, вслед за ветхозаветной религией, оно вообще запрещено, за исключением тех умерших, кто признан святыми. Правда, общение с духами умерших родственников повсюду сохраняется на житейском уровне, а у народов неевропейского происхождения частично продолжает оставаться составной частью их культур и религий (кроме мусульман).

В основе монотеистических религий лежит молитвенное общение с Богом. Но и это общение стало для многих сомнительным: атеизм занял почетное место в современных культурах. Что бы там ни говорили, но, на наш взгляд, начало атеизму положили не критики монотеистических религий, а декларативное отрицание духовного опыта мифологий и язычества со стороны адептов именно этих религий. И это, кстати говоря, притом, что на самом деле монотеистические религии восприняли из проклинаемого ими прошлого множество обычаев, представлений и мифологем.

В 20 веке особенно интенсивно атакуется еще один источник духовных влияний — мы имеем в виду историческое прошлое. В наиболее развитых странах большинство уверовало в необходимость прогресса, а в менее развитых — в благотворность революций. Естественные процессы разрушения материального наследия старины дополнились насильственным разрушением. В этом отношении все рекорды, вероятно, побила Советская власть. Идейное, нравственное, символическое, материальное наследие сегодня служит предметом изучения историков, философов, культурологов, а большинство имеет об этом смутные представления, так как погружено в сегодняшний день. Что касается культурных аспектов религиозного наследия, то основная масса приверженцев конкретной религии в лучшем случае осведомлена о некоторых обрядах и обычаях, но ничего не знает об их подлинном происхождении.

Нечувствительность к духам прошлого превращает его в мертвые останки, иногда любопытные и подгримированные под живое, но не более того. Поношение прошлого собственной страны при воспитании советских людей сказывается и сейчас, прежде всего, в массовой неосведомленности относительно русской истории и культуры. Нечувствительность к духам прошлого, его чисто умственное восприятие породило ложное убеждение в том, что существует только настоящее.

Итак, в мировой истории прослеживаются две тенденции: расширение материально и мысленно усвоенного мира и самого человека, с его знаниями, умениями, интересами; вторая тенденция — сужение мира, то есть самого человека, путем ограждения его от тех или иных влияний (духов). Как это объяснить? Выскажем предположение, что первую тенденцию питает энергией пракультурное стремление к превосходству, отождествлению и богатству. Второй движет пракультурная страсть к обособлению, к сохранению свойственных данному сообществу культурных и религиозных особенностей.

См. также: