Первая страница Карта сайта

О наиболее актуальной проблеме современной культурологии в России. Культура представляет собою множество форм, в которых бьется витальная энергия. Кроме того, она выступает для некоторых людей в роли идеала. В качестве идеализированных конструкций можно обрисовать по меньшей мере два фундаментальных типа (гипертипа) культуры. Постараемся выделить в них наиболее характерные тенденции. Условно назовем эти гипертипы «локусной культурой» и «номадной культурой» (выражения, уже употребляемые в культурологии). Оба эти гипертипа просвечивают в социокультурной действительности, в системе ценностей, и за последние три века в России, под влиянием внутренних и внешних факторов, смешиваются, бодаются, размежевываются и конвергируют. Парадоксально, но иногда противоположности вполне уживаются. Сегодня их противостояние и попытки синтеза, на декларативном уровне и в исторической практике, фактически составляют основу политической, культурной, экономической жизни страны. Поэтому изучение гипертипов культуры в русско-российском аспекте, а также их взаимодействия, — это, на наш взгляд, есть наиболее актуальная проблема современной русской культурологии.

Исследованию указанной проблематики посвящено немало текстов на нашем сайте. Здесь нам хотелось бы — предельно кратко — сформулировать существенные черты, вернее тенденции, локусной и номадной культур.

Гипертип локусной культуры: общая пракультурная установка «многое в одном»; географическая привязанность; ведущие пракультурные установки: на уровне индивида — отождествление, на уровне сообщества — обособление и иногда превосходство над другими сообществами; всежизненность (все окружающее по-своему живо); превалирующая роль чувства и настроения; ценность постоянства и сопротивление новациям; устремленность вовнутрь локуса; содержательная уникальность локуса, сильно зависящая от места, этноса, времени и т. п.; главные ценности — в прошлом; история осмысляется через смену конкретных поколений и возрастные этапы; главные социокультурные категории — семья, род, община; примат общественной морали над индивидуальной волей; принцип согласованности в отношениях человека и близкого окружения.

Гипертип номадной культуры: общая пракультурная установка «многое в одном»; ведущие пракультурные установки: на уровне индивида — обособление и превосходство, на уровне сообщества — превосходство; восприятие и понимание чего угодно как неодушевленного; ценность новаций; единообразие культур, слабо зависящих от места, этноса, времени и т. п.; устремленность вовне; история осмысляется через абстрактное время; главные ценности — в настоящем; господство рациональности; главная социокультурная категория — индивид; примат воли индивида над общественной моралью; принцип использования.

Таким образом, гипертипы абсолютны противоположны. Несмотря на это, нынче в России они сосуществуют. Как возможен их синтез? Или неизбежна борьба?

См. также: