Первая страницаКарта сайта

О том, как ссорятся и поддерживают друг друга пракультурные стремления. Речь пойдет, как обычно, только о трех основных стремлениях: отождествлении, обособлении, превосходстве. Эти стремления, то в виде установок, то в виде страстей, как мы уже знаем, действуют в психике и культуре, питая их своей активностью («энергией»). Достаточно развитые культура и психика посредством своих «устройств» и «механизмов», так или иначе упорядочивают взаимодействие указанных стремлений, каждый раз по-своему различаясь у разных народов, в разные эпохи, а возможно, и у разных людей. Однако стремления взаимодействуют не только в рамках развитых культур и психик, но и в условиях их примитивного существования, что можно наблюдать у маленьких детей, некоторых душевнобольных и у людей, живущих в периоды обвальных кризисов культуры. Это, так сказать, собственный «механизм» пракультурного взаимодействия, совершающийся в индивидууме, и обусловленный непосредственно характером стремлений. Далее кратко опишем его.

Отождествление, соединяющее человека с тем, что он воспринимает, происходит спонтанно и в нем условно можно различить две стороны: первоначальный контакт, фокусирование внимания на каком-то элементе среды обитания и затем процесс усвоения элемента, то есть приобщение его к душевно-телесной специфике данного человека, превращения его как бы в некую часть данного человека. Расширению контактов и усвоению элементов сопротивляется стремление к обособлению, и тем сильнее, чем интенсивнее расширение и чем «чужее» захватываемые элементы. Установке на обособление обязано появление личности. В какой-то момент обособление может пересилить процесс отождествления и до поры остановить его. Этот процесс часто останавливается окончательно, если «энергия» отождествления иссякает, что имеет место в пожилом возрасте. Что же касается стремления к превосходству, то внутри индивидуума он содействует усвоению, подчиняя новый элемент основным психическим доминантам. Таким образом, получается так, что тяготение к отождествлению и к превосходству работает, как правило, рука об руку.

Сама по себе, вне связи с культурой, активность пракультурных установок изрядно колеблется, реагируя на случайные обстоятельства и в силу каких-то внутренних причин. Культура, инкорпорируемая в личностные установки, как раз и служит тому, чтобы стабилизировать и упорядочить активность и взаимодействие пракультурных стремлений.

См. также: