Первая страница Карта сайта

Инвалиды и общество. С древних времен и еще очень долго русское отношение к калекам и психически явно нездоровым людям мало отличалось от тех стран, где представления родовой культуры, пусть и частично, продолжали свое существование. И сегодня многочисленные отказы от детей в родильных домах и крайне неохотное внимание к потребностям инвалидов резко контрастируют с их положением в странах, где дискриминация инвалидов изжита (в Европе и Сев. Америке радикальные перемены произошли только в последние десятилетия). Как же относилось родовое сообщество к людям с изъянами? — в лучшем случае на них не обращали внимания и они фактически жили как изгои, а в худшем от них избавлялись. Причины вполне понятны: общественной пользы от калеки немного, его приходится содержать и, кроме того, он позорит данный род, как бы свидетельствует о его ущербности. Наличествует и такой культурный момент, как негативное отношение ко всему нецельному, недоработанному, недозаконченному, кроме тех случаев, когда это делается нарочито, в соответствии с ритуалом (подробнее об этих случаях см. «Непосредственные отношения в личной сфере существования. Использование и щажение»).

Вместе с тем, необычность человека (уродства, недостатки речи, родимые пятна, шестипалость и т. п.) может указывать на его сакральный статус, то есть неотмирность, близость к иномирию. Поэтому подобного рода знаки сакральности считались естественными у людей царского рода, пророков, колдунов и колдуний, знахарей, Христа ради юродивых. На особом положении были нищие, которые в старину почитались причастными к иному миру, — и некоторые из них нарочно калечили себя или создавали видимость (к примеру, искусственные бельма). Поскольку в ином мире присутствуют не только доброжелатели людей, наличие странного знака («пятна») могло говорить также о связи с нечистой силой. «Запятнанный» человек — плохой, опасный. Чтобы «плохого» человека легко было отличить, преступников клеймили и калечили (это не единственная причина).

По мере проникновения христианской морали в народ, отношение к убогим и увечным менялось в лучшую сторону, но все же им старались угодить скорее из боязни накликать беду, чем из сострадания. В советское время произошел резкий поворот в сторону идеалов родового общества, с той разницей, что родственное единство заместилось политико-идеологическим. В результате убогие, нищие, калеки вновь оказались за пределами общественных интересов. Даже инвалиды войн, после того как государство наделило их привилегиями, фактически потеряли сочувствие общества. Последние годы положение всех этих людей вновь смягчается. Что будет дальше — пойдет ли общество и государство, в отношении к инвалидам, по пути западных стран или не пойдет — сказать трудно. Правда, у нас принято с некоторым оптимизмом смотреть в будущее, но это продиктовано не реальным знанием, а старинной традицией: в России большинство издавна привыкло жить как придется, но зато утешаться красивой сказкой о будущем. Поэтому, кстати говоря, любой правитель обязательно должен обещать лучшую жизнь — и этого достаточно, чтобы ему поверили. Не потому, что уверены в его правдивости, а потому, что хочется верить...

См. также: