Первая страницаКарта сайта

Введение в предмет. Жизненные ценности как основа культуры

А. С. Муратова

Содержание нашего предмета прояснится, если мы задумаемся над тем, каковы условия существования человека. Конечно, мы должны что-то есть и пить, иметь одежду; неплохо, если мы имеем крышу над головой. Все это необходимо. Но не менее важно понимать людей, с которыми нас соединяет или сталкивает судьба; понимать смысл и причины происходящего вокруг нас, наконец, понимать самих себя — почему мы делаем что-либо так, а не иначе. Мы должны понимать и то, что и как мы едим, как одеваемся, как нам строить домашнюю жизнь.

Есть разные виды понимания:

Откуда же берется все это понимание, кто нас учит правильно ориентироваться, разбираться? — Из разных источников: это и родители, и сверстники, и школа, и наше собственное умение осмыслять жизненный опыт.

А кто питает сами эти источники? Если сформулировать кратко, то понимание жизни во всех ее проявлениях дается нам культурой. В этом состоит ее основная функция.

Дадим определение самой культуре, как мы ее понимаем.

Культура — это то, что обычно направляет нашу деятельность, мышление и чувства, что формирует наши интересы, оценки и нравственные нормы, наконец то, что окрашивает, отбирает и структурирует наши восприятия. Каждый человек обладает индивидуальной культурой, в чем-то разнящейся, а в чем-то совпадающей с индивидуальными культурами других людей. Наличие общего в культурах и дает возможность людям понимать друг друга.

В дальнейшем мы будем заниматься, главным образом, отношениями между людьми, отношениями человека и мира. Эти отношения слагаются из правил, норм, привычек, обычаев, обыкновений.

Но наибольшее значение в человеческих отношениях имеют жизненные ценности (это то, чем человек дорожит, к чему стремится, что считает священным, престижным — например, богатство, образование, семья, государство, физическое здоровье, дети). Если они общие у какой-то группы людей, то, как правило, отношения между ними складываются без серьезных конфликтов (исключение составляют случаи, когда жизненной ценностью является богатство, которого не хватает на всех). Когда чувствуется взаимопонимание, то это верный признак того, что у людей общие жизненные ценности. Правда, о своих жизненных ценностях люди не склонны говорить, чаще всего человек даже не знает, как о них сказать, он не может это сформулировать. Предметом обсуждения обычно являются интересы, которые связаны с жизненными ценностями. Ценности обычно проявляются в поведении, в поступках, в серьезных ситуациях. Люди очень часто избегают не только говорить, но и думать о своих подлинных ценностях.

Приведем примеры двух ценностей:

  1. богатство как жизненная ценность;
  2. противоположная ценность, которую можно охарактеризовать пословицами «чем богаты, тем и рады», «по одежке протягивай ножки», «всяк сверчок знай свой шесток», «бедность не порок».

В первом случае человек стремится к богатству, расширяет свои возможности, любит разнообразие, старается приобретать вещи и т. п.

Во втором случае человек старается жить сегодня так, как он жил вчера — его удовлетворяет весьма скромный достаток и он даже гордится им; у человека такого типа, если он образован, часто преобладает интерес к искусству, к наукам; он законопослушен.

Люди, принадлежащие этим двум типам, с трудом понимают друг друга, а иногда и прямо враждебны.

Когда мы говорим о ком-нибудь: «Он плохой, злой» и т. п., — это часто означает, что мы этому человеку приписываем чуждые нам, осуждаемые нами ценности.

Понимать себя, понимать других людей — это значит понимать те ценности, которые над нами практически господствуют, нами управляют, формируют нашу культуру.

Надо иметь в виду, что отдельный человек — сознательно или бессознательно — ориентируется, как правило, не на одну какую-нибудь ценность, а на несколько жизненных ценностей (в иерархии). Они могут вполне уживаться друг с другом, но могут быть и несовместимыми, и тогда человек ведет себя противоречиво, находится в разладе с самим собой. Например, если человек стремится к богатству, ценит родственные связи, хочет следовать моде, то тут может и не быть противоречия, хотя могут возникать и противоречивые ситуации. Но, скажем, накопление богатства и любовь к необдуманным тратам очень скоро приведут человека к жизненному кризису.

Наличие противоположных ценностей, а в связи с этим и всего содержания культуры, у больших социальных групп приводило и приводит к серьзным столкновениям и гражданским войнам.

Ярким примером столкновения разных по ценностям культур является содержание романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Вот еще пример: А. П. Чехов, «Новая дача».

Сюжет рассказа, как его задумал писатель: «Пока строили мост, инженер нанял усадьбу и жил с семьей, как на даче. Он и жена помогали крестьянам, а они воровали, производили потравы... Он явился на сход. „Я сделал для вас то-то и то-то, а вы платите мне за добро злом. Если бы вы были справедливы, то за добро платили бы добром“. Повернулся и ушел. Сход почесался и говорит: „Платить ему надо. Да... А сколько платить, неизвестно... Спросим у земского.“ В результате: слух о вымогательстве инженера». Крестьяне не понимали ценностей инженера, не поняли и его языка. Для крестьян барин был «чужой», а в отношении к чужому (роду, племени, народу) все возможно, чтобы ослабить чужой род и укрепить свой; украсть, обмануть — даже доблесть: это закон древней родовой культуры.

Если человек постоянно живет среди людей, где имеют место общие ценности, ему совсем не обязательно задумываться над ними, не обязательно осознавать ценности. Другое дело, когда человек общается с людьми, ценности которых не одинаковы.

Именно так обстоит дело сегодня.

В большинстве стран, и у нас, в России, многие люди принадлежат разным культурным ориентациям, то есть имеют разные жизненные ценности. Во многом отличные от наших жизненных ценностей имели и наши предки. Заметно отличаются жизненные ценности у молодежи и старшего поколения. Тем не менее, поскольку мы живем в мире, где ценности не у всех одинаковы, нам нужно учиться жить именно в этих условиях. Надо понимать людей с другими ценностями, то есть понимать их ценности и понимать свои ценности. Тогда мы сможем хотя бы иногда идти на компромиссы (взаимные уступки, соглашения), избавляющие общество от вражды, непонимания.

Но все это предполагает умение выявлять ценности, осмысливать их, осознавать.

Жизненные ценности — фундамент культуры, ее основное содержание.

Следовательно, мы должны уметь анализировать культуру, понимать, как она устроена. Чтобы понимать людей, окружающий нас мир и мир прошлого, надо прежде всего понимать, как устроена сама культура. Этим мы и будем заниматься.

При этом мы не будем судить о тех или иных ценностях или других культурных явлениях — хороши они или плохи. Например, наука метеорология изучает физические явления, связанные с погодой. Но сама эта наука ничего не говорит о том, какую погоду считать хорошей или плохой. Так и нам, изучая строение культуры, следует быть прежде всего объективными и нейтральными — только в этом случае мы сможем изучить культуру такой, какова она есть на самом деле. Однако продолжим разговор о ценностях.