Первая страницаКарта сайта

Ценность новизны

А. С. Муратова

Помимо ценности постоянства (традиции) во все времена существовала и ценность новизны, следовательно, изменений. Но только в нашу эпоху эта ценность становится главной. Все дело в соотношении ценности традиции и ценности новизны. До сих пор еще положительный, одобрительный оттенок имеют слова «стабильность», «традиция». К новому существует недоверчивое отношение: говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Но наряду с этим высоко ставят новизну как самоценность («новое, передовое», «новинка», «последнее слово техники» и т. п.). Соотношение ценностей изменилось в пользу новизны.

Все более утверждается ценность новизны как таковой; нередко новизна считается положительным явлением даже независимо от результатов.

Вот, например, мода на одежду, украшения. На самом деле изменения моды обусловлены не пользой, не удобством, не красотой (нельзя же всерьез говорить о красоте, если сегодня нравится нечто совсем противоположное тому, что нравилось вчера). Ценится новизна — вот и все. А то, что нечто новое довольно быстро начинает нравиться, свидетельствует только о том, что новизна стала ценностью сама по себе, как таковая.

Впрочем, нередко новизна, поиск нового оправдывается, прикрывается соображениями удобства, пользы, потребностями людей. То есть все выглядит так, будто нечто новое создается ради заранее предполагаемых пользы, экономии, удобства. Но в действительности чаще всего происходит наоборот: сначала создается нечто новое, а потом благодаря ему возникают новые потребности, оно оправдывается пользой, экономией, красотой и т. п.

Это хорошо видно на примерах.

Сначала создается гель для душа, потом человек убеждает себя в его необходимости для себя. Но у человека должна быть установка на принятие, восприятие нового: люди консервативных взглядов все равно будут мыться мылом, «по старинке». Недавно еще старушки возмущались появлению в магазинах мытой моркови в упаковке: совсем, дескать, обленились хозяйки.

Еще примеры. Сначала изобретается самолет, а потом возникает потребность в немыслимой для прошлых веков скорости передвижения. Сначала изобретается киноаппаратура, а затем возникает новый вид искусства. Такова же судьба многих открытий и изобретений, нашедших применение в военной области. Когда физиками была открыта радиоактивность, наверное, никому в голову не приходила идея создания атомного оружия.

Бытует представление о том, что в старину люди хотели бы иметь такую же технику, транспорт, какие мы имеем сегодня, но, имея якобы те же потребности, не могли их удовлетворить в силу своей отсталости. Это представление о человеке прежних времен совершенно ошибочное. Потребностей в том, что мы имеем сейчас, раньше у людей не было; были другие потребности. Природа появления новых потребностей не исследована.

Таким образом, появление новых потребностей является обычно не причиной, а следствием каких-либо идей, изобретений. А они появляются не просто от нечего делать, а потому, что душою некоторых людей овладевает стремление к новизне, к изменению и ниспровержению того, что есть.

В Европе новизна как ценность начинает занимать ведущее положение более двух веков назад. В социальной сфере это приводит к революциям, в хозяйстве — к бурному росту промышленного производства. В образе жизни людей происходят радикальные перемены: человек все менее стремится к сохранению своего положения, он стремится к новому.

Следует иметь в виду, что центральная для современности идея развития хозяйства, науки, культуры, самого человека — это идея новой культуры, где на первый план выходит ценность новизны.

Прежние эпохи не знали всего этого в такой степени. Если люди и стремились к новизне, то скорее за пределами тех мест, того общества, где они жили. Поэтому тяга к новизне воплощалась обычно в путешествиях, в освоении новых земель, стран, в том числе в их завоевании. Начиная с 15 века европейцы осваивают Африку, Азию, Америку.

В России аналогичные явления можно наблюдать примерно с 16 века, когда происходит движение на восток — в Сибирь.

Двадцатый век с его революциями в технике, культуре, в социально-политической сфере, в экономике проходил под флагом ценности новизны. Новизна как ценность появляется в эпохи больших изменений и оправдывает эти изменения, а потом сама стимулирует их. Нам сегодня кажется, что стремление к новому естественно, и так было всегда. Но это не так: новое как главная культурная ценность утвердилось лишь в нашу эпоху. Хотя и в прежние времена новое считалось ценностью, но в ограниченном масштабе и среди очень узкого круга людей.