Первая страницаКарта сайта

Москва (как иллюстрация к пройденному материалу)

А. С. Муратова

К городу было отношение как к чему-то сакральному. Так было в древней культуре, в какой-то мере существует и сейчас. Есть много фактов, подтверждающих это. Остановимся на некоторых.

В Библии очень интересно выделен город, Иерусалим в особенности. О нем говорится именно как о священном городе. С 15 по 17 век в России таким священным городом поначалу мыслилась Москва, недаром ее в 17 веке иногда пытались именовать Вторым Иерусалимом и даже пробовали перепланировать по образу и подобию подлинного. Из этого ничего не вышло, а взамен недалеко от Москвы был построен монастырь, который и назвали Ново-Иерусалимским. Там даже топонимика окрестностей копировала оригинал.

О том, что Москва — город, обладающий особыми свойствами, пользующийся особенной любовью, хорошо известно, видно из стихов, песен и т. п. Город сакрален еще ведь вот почему. Он обладает упомянутым свойством сакрального — привлекать к себе, удовлетворять духовные и другие всевозможные запросы множества разных людей («Москва! Какой огромный странноприимный дом!» — М. И. Цветаева). Город содержит в себе очень много разных видов деятельности, он использует разные общественные функции — это и торговля, и ремесленное производство, и место пребывания властей (а власть, во всяком случае в древности, всегда считалась сакральной), и место, где находится церковная власть; отчасти и место сельского труда: старая Москва состояла в значительной мере из огородов и садов. В общем, в городе есть всё — эта универсальность всегда была свойственна многим городам; это и привлекало сюда людей во все времена. Известно, что такие города, как Москва и Петербург всегда были очень притягательны для людей, и кроме чисто утилитарных, практических целей их манила и «идейная» сторона (чеховские Сестры: «В Москву! В Москву!»). В советские времена все большие города у нас, в том числе Москва и тогдашний Ленинград, были в какой-то степени закрыты (с помощью системы прописки). Сакральное и должно быть отделено и не очень доступно.

Москва делилась на местности, общности, каждая из которых имела какое-то особое значение, своеобразие, неповторимый облик, свое «лицо», свой «смысл».

Сакрализованными местами были Кремль, Красная площадь, некоторые улицы, например, Сретенка (по-славянски встреча — названа в память о священном событии).

Места, выделенные по национальному признаку

В качестве примера возьмем район Мещанских улиц.

Откуда их название? Поначалу здесь была Мещанская слобода (от слова «свобода»). Города за своими укреплениями имели какие-то поселения, где жил пришлый народ, приехавший откуда-то, либо привезенный, привлеченный кем-то. Народу давались какие-то льготы, поблажки (например, в налогах) для того чтобы люди там селились, а город за счет этого укреплялся, расширялся, приобретал более прочное экономическое значение. Слободы обычно состояли из торговцев и ремесленников. Еще в России слободами называли такие поселения, где жили некрепостные крестьяне, т. е. свободные.

Образовалась Мещанская слобода выходцами из белорусских городов. Они были переселены в Москву в конце 17 века; в основном это были ремесленники и торговцы. В 19 веке здесь уже селятся богатые люди, но название сохраняется. Откуда взялось это слово — «мещане»? Есть разные предположения насчет его происхождения. Вот одно из возможных. В Белоруссии и на Украине небольшие селения, городки назывались местечками, а их жители мещанами. Переселившиеся из белорусских местечек люди, возможно, и получили такое название.

Названия улиц Большая и Малая Грузинская напоминает нам о том , что на их месте была грузинская слобода, образовавшаяся в 18 веке. Одна из резиденций грузинских царей находилась в селе Всехсвятском (район метро «Сокол»).

Улица Маросейка (т. е. Малороссейка — Украина) получила название где-то в 18 веке по имевшемуся там малороссийскому подворью — месту, куда приезжали по делам в Москву с Украины послы, представители гетманов. Подворье — в переводе на современный язык — это что-то вроде гостиницы, посольства.

Подобные примеры можно продолжить.

Места, связанные с торговлей

Торговля очень часто происходила там, где товар если не производился, то обрабатывался.

Улица Мясницкая

Возникла где-то еще в 16 веке; через сто лет была заполнена всевозможными лавками, предприятиями, где разделывалось мясо и продавалось. Здесь жили в основном мясники. Конечно, со временем все изменилось, но название улицы сохранилось (вернувшись после эпохи переименований).

Улица Охотный ряд

Рядами на Руси называли поселения, в которых было очень много торговцев и ремесленников, потому что дома строились как бы рядами. Если говорить о Москве, то рядами называли расположенные в ряд лавки, в которых что-то продавалось. Охотный ряд получил такое название в середине 18 века за то, что там продавали домашнюю и дикую птицу, т. е. дичь, добытую на охоте. Правда, после пожара 1812 года, когда эти лавки сгорели, торговля стала очень разнообразной, но название места осталось прежним.

Места, связанные с ремеслами

Выделялись особые места, где селились ремесленники определенного профиля, отдельных профессий, т. е. происходило территориальное деление по роду деятельности людей.

Улица Кузнецкий мост

Еще в 15 веке великий князь московский Иван Третий поселил здесь кузнецов и конюхов. Некоторые из них как будто бы происходили родом из Пскова. Вообще, в Москве очень часто селили людей из других городов, переселяли наиболее богатых, активных, знатных, с тем чтобы подчинить, обескровить эти города, лишить их своего цвета, своих выдающихся деятелей. А Москва, приобретая их, насыщалась, обогащалась и возрастала в могуществе. После пожара 1737 года кузнецы здесь больше не селились, а стали со временем жить люди, торгующие в лавках иностранным товаром (в 19 веке это место знаменито модными французскими магазинами).

Улица Поварская

Сначала это была слобода царских поваров и людей близких профессий (17 век). Переулки Хлебный, Скатертный, Столовый, Калашный.

Здесь жили люди, обслуживающие царский двор, потом они расширили свою деятельность: неподалеку находится Трубниковский переулок — там жили трубники, т. е. печники и трубочисты.

Еще один способ деления города — улица как градостроительный элемент.

Сейчас улица — это зачастую просто некий адрес. Раньше улица имела другое значение. Людей, живущих на одной улице, как правило, многое объединяло (вид деятельности или печать какого-то трудно объяснимого местного своеобразия; сегодня мы встречаемся с реликтами этого явления, когда речь идет о понятии «земляка», о молодежных группировках из Марьиной рощи, Люберец и т. п.).

В старину улицы запирались — т. е. это были замкнутые сообщества. О существовании ворот нам напоминают названия таких улиц, как Покровские, Никитские ворота. Некоторые ворота были связаны с какими-то заграждениями, например, крепостными валами, а другие сохранились как указание на то, что просто улицы запирались на ночь; были, скажем, Мясницкие ворота — где, сейчас трудно определить.

Разделение по приходам

Церковь или монастырь имели своих прихожан, постоянных богомольцев. Многие улицы и названы по имени церкви, монастыря. Например, Большая Никитская — потому что там был монастырь во имя великомученика Никиты; Рождественка — по монастырю во имя Рождества Христова; Страстной бульвар — по монастырю во имя Страстей Господних и т. д. Такова топонимика всех старинных городов.

Места, выделенные для гуляний

Особенно большие гуляния происходили в праздники — на Масленой неделе, на Вербной (за неделю до Пасхи), на Светлой седмице (Пасхальной). Гуляние, как правило, шло в течение нескольких дней. Знатные люди приезжали обычно на четвертый день, когда становилось потише и пьяных поменьше. Где происходили гуляния? Это были окрестности Симонова монастыря, Новинский бульвар (так называемые Подновинские гуляния), у Ново-Девичьего монастыря на Девичьем поле. И, конечно, местом народных гуляний всегда была Красная площадь.