Первая страница Карта сайта

Конфессия и пресвитерий

Прежде чем вступить на пресвитерий, спустимся к алтарю конфессии (54) по восьми ступеням лестницы, с обеих сторон окруженной сияющим мрамором редких пород, на котором выделяются мозаичные изображения решетки св. Лаврентия, цветов и пальм. Над архитравом помещено упоминание, что здесь покоятся тела мучеников Стефана, Лаврентия и Иустина.

Пройдя за художественно оформленное решетчатое ограждение, мы оказываемся в конфессии, в центре которой находится алтарь, тоже богато украшенный мрамором.

Переднюю его часть образует большая плита из полосатого мрамора с причудливым узором, в центре которой — крест с позолоченными бронзовыми лучами.

Четыре зеленые колонки стоят по бокам алтаря, и еще четыре поддерживают потолок конфессии.

Здесь, окруженные крепкой решетчатой оградой, два мраморных саркофага хранят мощи святых мучеников.


Теперь снова поднимемся наверх и взойдем по семи ступеням любой из двух величественных лестниц на пресвитерий. Великолепный византийский пол, двенадцать рифленых колонн серо-лилового цвета, с коринфскими (55) капителями и поднимающимся над ними мраморным антаблементом, киворий (шатер) романского стиля, папский престол, исполинская арка — все это придает этой части базилики особенно торжественный вид и заслуживает подробного описания.


Папский алтарь. Был воздвигнут посреди пресвитерия в 1148 году сыновьями некого Маэстро Паоло, о чем свидетельствует надпись на нижнем архитраве. Алтарь окружен четырьмя порфировыми колоннами, которые поддерживают балдахин из белого мрамора в виде двух колончатых ярусов, нижнего квадратного и верхнего восьмиугольного, завершающегося шатровой кровлей, увенчанной фонариком-бельведером.


Папский престол. В глубине пресвитерия находится древний папский престол 13 века, украшенный небольшими витыми колонками, порфировыми и серпентиновыми вставками и симметричными косматическими узорами. Следует заметить, что древнейшее седалище включено в более позднюю по времени форму, образовывающую трехлопастную арку спинки трона.

Декоративные ограждения, отделяющие пресвитерий от хора и служившие некогда оформлением его задней стены, были приспособлены для других целей и их первоначальное расположение нам неизвестно.


Антаблемент (56). Создан из множества фрагментов антаблементов языческих храмов конца 1 века.


Матронеум — галерея. Простирается по обеим сторонам базилики между антаблементом и потолком; сооружена при Пелагии Втором (578). Название галереи отражает ее предназначение: это место было отведено для женщин (матрон). Арочки поддерживаются двенадцатью колоннами: десять, находящихся по сторонам, сделаны из серо-лилового мрамора, и две, расположенные в центре, — из редчайшего белого и черного узорчатого египетского гранита.


Триумфальная арка. Представляет нам во всем своем великолепии мозаики 6 века, которые изображают Божественного Спасителя, восседающего на сфере, символе владычества, и благословляющего; по сторонам Ему предстоят святые Петр, Павел, Стефан, Лаврентий, Ипполит и сам папа Пелагий Второй, держащий в руке макет базилики, которую он поручает покровительству Спасителя и святых.


По обеим сторонам этой мозаики видны изображения Вифлеема и Иерусалима под двумя окнами, в которые в древности были вставлены прозрачные селенитовые (57) пластинки, проникая сквозь которые свет преображался, придавая всему окружающему радужный эффект.

Позволим себе еще обратить внимание посетителя на украшающие нижнюю внутреннюю часть Триумфальной арки великолепные узоры из цветов, фруктов и лент, хорошо сохранившиеся вместе с надписью, воздающей хвалу святому мученику Лаврентию.


54. Конфессия — исповедь, Таинство покаяния, совершаемое по традиции на могиле мученика; такое же название имеет в католической церкви помещение (крипта) под алтарем (пресвитерием), где покоятся мощи святого. Кроме того под конфессией понимают исповедание определенного вероучения.

55. Коринфская капитель — колонну коринфского ордера составляют база, ствол, прорезанный каннелюрами, и пышная капитель, состоящая из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами.

56. Антаблемент — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть — архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.

57. Селенит — разновидность гипса, полупрозрачный минерал, обычно бледно-желтого или розоватого оттенка. Имеет тонковолокнистую структуру, которая придает ему шелковистый блеск и красивый переливчатый оптический эффект на полированной поверхности. Назван по имени древнегреческой богини луны Селены.

← Интерьер базилики Нижняя (старая) базилика →