//prakultura.ru | Первая страница | Карта сайта |
Религиозно-культурные истоки европейского христианства / «Патриаршая базилика Сан Лоренцо (Святого Лаврентия) и ее святых» / |
Проследовав через сакристию, можно посетить внутренний дворик.
Прежде чем перейти к его описанию, следует удовлетворить любопытство посетителей, дав им некоторое представление об истории киостро в былые времена.
Оказывается, на этом месте, начиная с 8 века, существовал присоединенный к базилике монастырь, принадлежащий монахам ордена св. Кассиана.
В 795 году рядом расположился другой монастырь, посвященный св. Стефану, объединившийся с первым при понтифике Льве Четвертом, вверившим обитель попечению греческих монахов.
Впоследствии этот монастырь претерпел реорганизацию, когда, в 950 году, на службу в базилику были призваны монахи из Клюни, которые и создали киостро в том виде, в каком он существует сегодня и каковой будет нами описан чуть ниже.
В 16 веке монастырь перешел к латеранским каноникам (68), сменившимся в 1857 году отцами капуцинами (69), и поныне пребывающими здесь.
Главный вход в киостро находится справа от базилики, в центре портика на монастырском фасаде, образованном четырьмя, составляющими прямоугольник, аркадами, возведенными на голых колоннах с капителями ионического ордена. Верхний этаж, значительно видоизмененный после того как в 17 веке был разобран, в ходе последних реставраций, к счастью, вновь обрел свою первоначальную форму с рядом полукруглых арочек с двойным архивольтом (70), опирающихся на колонны с капителями a stampella (71).
Итак, войдем во внутренний дворик, возникший в 12 веке, во время понтификата Климента Третьего.
Он представляет собою прямоугольник насаждений, окруженный галереями, разделенными на пролеты десятью пилястрами.
Каждый пролет образован рядом из шести аркад с двойным архивольтом, завершенных снаружи кирпичным обрамлением. Арочки, в свою очередь, поддерживаются стоящими прямо на стилобате колонками с капителями a stampella.
Длинные стороны прямоугольника расчленены тремя пролетами, а короткие двумя, на северной же стороне выделяется примечательная вариация, где, вместо обычных шести аркад, мы видим две большие полукруглые арки, поддерживаемые единственной колонной.
Пилястры нижнего яруса переходят в легкие четырехугольные выступы стен верхнего этажа, чьи галереи, состоящие из маленьких арочек на колонках, были перекрыты в 1823 году при Льве Восьмом и затем, в 1929 году, вновь были восстановлены в своем первоначальном виде, с восточной и северной стороны, архитектором Чезанелли (72), руководившим реставрацией; с других двух сторон были сделаны современные окна.
Наверху аркады завершаются обрамлением из выложенного в виде зубчиков пилы кирпича, с маленькими мраморными консольками.
Киостро Сан Лоренцо в Верано, как и тот, что когда-то существовал в монастыре Св. Саввы (San Saba) (73), является единственным, с момента своего возникновения, средневековым сооружением, окруженным двухуровневой галереей.
68. Латеранские каноники, или Конгрегация латеранских регулярных каноников Святейшего Спасителя — одна из ветвей Ордена августинцев — нищенствующего монашеского ордена католической Церкви, руководствующегося Уставом (Regola) св. Августина; дважды за всю их историю местом их служения была базилика Св. Иоанна в Латеране — «Мать и глава всех церквей в городе и мире».
69. Капуцины, или Орден Братьев Меньших Капуцинов, — ветвь одного из монашеских нищенствующих орденов католической Церкви — францисканцев (Братьев Меньших, миноритов), названный так из-за особенности одеяния. Основан ок. 1520 г. Матфеем из Башио (регион Марке) (ок. 1495—1552) как реформистское течение, стремившееся возродить первоначальный идеал жизни св. Франциска.
70. Архивольт — декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.
71. Капитель a stampella (в форме костыля) — тип капители, характерный для средневековой архитектуры: трапециевидной формы, нижней частью опирающаяся на ствол колонны и расширяющаяся кверху к импосту, служащему опорой для арки; своей Т-образной формой напоминала деревянный костыль.
72. Лоренцо Коррадо Чезанелли (1899—1965) — итал. архитектор и реставратор периода фашистской диктатуры.
73. Сан Саба — церковь в Риме, расположенная между Авентином и Целием, посвященная прп. Савве Освященному (439—532) — основателю палестинской Лавры — одного из древнейших общежительных монастырей, и создателю первого церковного устава — Иерусалимского, используемого по настоящее время в Православной церкви. Приблизительно в 8 веке на этом месте в Риме монахи общины, основанной св. Саввой в Иерусалиме, учредили монастырь, ставший вскоре знаменитым своими дипломатическими отношениями с Константинополем и варварским миром.
← Капелла Пия Девятого | Катакомбы → |
© 2000—2024 Л. Э. Ванд, А. С. Муратова |
|